О "средневековье"

Jan 20, 2015 03:53

* люблю высказываться о чем-то "злободневном" уже тогда, когда злободневность уже не настолько остра. В нашем быстро меняющемся мире, когда каждый стремится высказаться обо всем самом первым, это становится весьма оригинальным )



(отсюда)

Я не буду рассуждать о том, что убивать - это плохо (а это плохо), не буду также говорить об этой странной моде на асиметричные ответы, которая меня искренне удивляет (я имею в виду асиметричные ответы вроде "сплясяли в храме - в тюрьму", "вы скандировали на митинге кричалки - а мы вас раздавим танками", "нарисовали картинку - расстрелять": сложно понять людей, у которых вообще отсутствует пространство между символом и действием). Но есть один аспект, о котором хочется порассуждать.

Итак, в обсуждении "карикатурного инцедента" в завидной частотностью употребляют термин "средневековье". Например: "Убивать за рисунок, убивать за шутку - это средневековье!"

А мне - когда я это слышу - немедленно хочется спросить: "А какое именно средневековье вы имеете в виду?" Дело в том, что многие термины, перекочевав в обыденную речь, утратили свой четкий и ясный смысл, превратившись, скорее, в некое подобие ругательств (наиболее характерный пример такого термина - слово "фашизм"). Так вот, при ближайшем рассмотрении оказывается, что говорящие о "средневековье", имеют в виду средневековье европейское. Часто даже можно слышать мнение, что "ислам - молодая религия, и потому такая агрессивная; у нас в средневековье были такие же проблемы; вот пройдет лет 500..."

Рассуждающие подобным образом упускают из виду тот факт, что как раз в европейском средневековье смеховая культура вполне даже присутствовала. И - о ужас! - предметами насмешки вполне себе становились и власть имущие, и религиозные деятели, и религиозные традиции и ритуалы. Я неплохо ориентируюсь в средневековой культуре и искусстве, так что утверждаю это вполне со знанием дела. Вроде бы всем известно о карнавальных традициях, о шутах и тому подобных явлениях, - но почему-то не говорится о средневековой европейской смеховой культуре в связи с карикатурным скандалом. А ведь само наличие подобного журнала, подобных карикатур - это вовсе не индикатор "ужасной современности, оторвавшейся от некого благостного традиционного общества". Как раз таки это весьма даже в ключе европейских традиций. И люди, которые возводят построения вроде "Европа оторвалась от традиций, забыла свои корни и потому подвергается атаке тех, кто эти самые корни не утратил" - весьма заблуждаются.

Можно сказать, что карнавалы проходили в специально отведенное время, а шуты - это были специально выделенные люди в специально выделенных для этого местах. Но чем это отличается от картикатур в специализированном издании?

Юмор издания груб и скабрезен? Быть может, традиционная европейская смеховая культура была как-то поделикатнее? Отнюдь. Обычный средневековый человек, в нашем понимании, был весьма груб, наиболее смешными считая шутки "ниже пояса",  а также развлечения вроде переодеть осла епископом и водрузить его в храме на алтарь.

Конечно, смеховая культура развивалась и трансформировалась, но слой "низового" юмора всегда имел место и никогда не исчезал, оставаясь, видимо, хорошей разрядкой социального напряжения. И какой-нибудь неизвестный средневековый скульптор, тайно разместивший на капители колонны готического собора, среди тончайшего растительного орнамента, изображение мужика с голым задом и высунутым языком, ничем таким особым не отличается от этих брутальных ребят-карикатуристов.

А вот вопрос, почему в одном "средневековье" - несмотря на его жесткость и суровость во многих других аспектах - смеховая культура присутствовала и развивалась, а в другом "средневековье" - и даже уже в "новом времени" - ничего подобного не появилось, а наоборот, сохранялась сводящая скулы серьезность, - вот это вопрос уже действительно интересный!

текст, события и люди, культурпродукт, инфоповод, история, социум, культура, концепции

Previous post Next post
Up