День клонился к концу, а солнце - к закату. Мы вышли из леса на дорогу. Еще несколько минут, и сквозь листву начали проглядывать какие-то строения... еще немного и.. о чудо!... что-то очень старое.. стена, развалины, сохранившиеся строения из светлого камня, освещенные розовым закатным солнцем, два обустроенных родника... "что же это? куда мы вышли?" ответом оказалась надпись над входом: "Сурб Хач".
Маршрут похода был известен лишь руководителю, поэтому столь приятная неожиданность оказалась настоящим подарком. Много всего слышала про монастырь, перед поездкой немного читала... и вот я здесь.
На территории оказались места для стоянки, там мы остановились на ночь, а утром была экскурсия.
Сурб Хач значит в переводе с армянского “Святой Крест”.
В XIV веке, когда под натиском турок пало независимое армянское царство, именно сюда, в Крым, были перевезены многие национальные святыни: Евангелия и исторические рукописи, древние хачкары - резные каменные кресты, один из которых (из разрушенной землетрясением 1319 года столицы Ани) был водружен на горе Святого Креста. Здесь, под горой, в лесу, в четырех километрах от Солгата, армянями-переселенцами были найдены развалины старого замка, построенного, вероятно, греками и разрушенного в XI веке, на этом месте было решено возвести монастырь. Они оставили в лесу монаха-отшельника, дабы он своей святостью очистил место от нечисти. Долго ли монах жил один, никто не знает, только известно, что в 1338 году легендарным монахом Ованесом и двенадцатью его братьями был основан монастырь Сурб Хач, ставший главной святыней армян в Крыму...
Бойницы (вид изнутри).
Дворик монастыря. Кельи монахов. Справа- Храм.
Изначально, монастырь был построен как крепость, однако его история не помнит нападений, а вот разрушений хватало. Монастырь пережил все: генуэзскую колонию, турецкое нападение на Крым в 1470-х, века власти Татарского ханства и Российской империи. Его фонтаны были затейливо украшены талантливейшими мастерами - резчиками по камню. Сотни строителей, художников, иконописцев трудились веками, чтобы воспеть своим мастерством славу Господу. На стене трапезной монастыря до сих пор сохранилась надпись: "Я, Саркис, повар, племянник вардапета Каракоса, служил Святому Кресту четыре года ради спасения души своей, 1211" (по современному летосчислению - 1762г. - Е.С.).
Монастырь пережил все. И пал в начале двадцатых годов двадцатого века. Старожилы рассказывают, что все книги были сожжены, монастырь разграблен, монахи частью убиты, частью разогнаны. Запустение и варварство надолго воцарились здесь.
Одно время монастырь был отдан под пионерский лагерь, потом опять пустовал и потихоньку разрушался.
В конце двадцатого века начались реставрационные работы и продолжаются по сей день.
Главный двор монастыря. Площадь перед Храмом.
Интереснейшее случилось знакомство. Экскурсию проводил человек, Акопом зовут... Его возраст сразу не определишь. Седовласый, лицо смуглое, практически без морщин, правильные красивые черты лица, бездонные, глубоко посаженые глаза. Рост под два метра, огромные ладони.. Одет как работяга. При первом взгляде (этим после поделились все присутствующие) ощущается просто свечение какое-то из человека. Красиво рассказывал, с душой, очень интересно. В храме спел нам песнь из молебна на армянском, сказал, что когда приезжает батюшка, он надевает рясу и проводит службу вместе с ним (храм сейчас считается рабочим).
Затем я узнала, что Акоп на самом деле монах. Ему около восьмидесяти лет. Некоторое время назад, продав дом в Феодосии, он переехал сюда. Было время, переходное в стране, и здесь тоже, когда стали поддтягиваться, в Святое место, шашлычники.. и прочее... С Божьей помощью все разрешилось, эти ушли, пришли нужные люди. Сейчас обстановка деловая: организовал восстановление, нашел людей и средства, на территории всего монастырского комплекса ведутся реставрационные работы. И сам - мастер на все руки, перед входом в храм стоит хачкар его работы.
На территории монастырско комплекса. Живописные бочки:)