Jun 17, 2009 09:41
Обучение взрослых людей, как известно, сильно отличается от обучения детей. Взрослые тратят на обучение свое время и деньги, и поэтому хотят четко понимать, что они получают взамен. Выгода - ключевое понятие бизнес обучения. Процесс, каким бы прекрасным он не был, не является самоцелью. Конечно, далеко не все пока это осознают - и можно встретить сотрудников, которые на вопрос о том, чего бы хотелось от тренинга, радостно говорят «Побольше игр!». Но, как правило, такое случается, если сотрудники не осознают свою ответственность в этом процессе - на тренинг посылает начальство - так почему бы не развлечься? Если же сказать им, что они лично заплатят за него тысяч 20 - сразу желание «игр» испариться, и возникнет закономерный вопрос - за что такие деньги?! Что я получу взамен?! Будет ли это равноценно потраченным деньгам?! И сразу бег в мешках и рисунки на флип-чарте как таковые теряют свою привлекательность. Платить кучу денег за массовика-затейника вряд ли кто-то захочет.
Вот тут-то и начинается обучение. И ответить вопрос «В чем моя выгода?» не достаточно в классическом описании программы и красочном вступлении. Отвечать на этот молчаливый вопрос тренер должен постоянно в течение всего тренинга. Прежде чем дать новую информацию, приступить к упражнению, сменить активность, даже провести разминку - всегда конкретно проговаривать, что это поможет участникам узнать, понять, научиться, и как это улучшит их рабочий процесс. Делая это, тренер снимает большую часть сопротивления группы и мотивирует к участию, восприятию, осмыслению.
Вторым шагом к этой же цели - осознании выгоды - является обратная связь после упражнений и нового теоретического материала. Как известно, мы верим в том, что проверили, придумали, выявили, нашли сами. И если продажа выгоды перед упражнением снимает сопротивление, то присвоение полученного опыта и осознание его ценности обеспечивает продажа выгоды после упражнения, а именно - обратная связь. Многие подходят к обратной связи весьма формально - стандартные вопросы «Что было сложно, а что легко и почему?» - и поскакали дальше. В итоге участники запоминают процесс упражнения, как весело нам всем было, но вот для чего мы его делали - в конце тренинга ответят уже далеко не все, а уж искренне и вовсе никто не ответит. А ведь обратная связь и есть тот ценнейший инструмент, который позволяет участникам самим найти, осознать и присвоить ту свою особую, личную выгоду, которую они унесут с собой. И для этого им надо просто дать для этого пространство и повод - вопросами вроде «Что стало понятно из этого упражнения по нашей теме?», «Какие сильные свои стороны и стороны, нуждающиеся в развитии, Вы заметили?», «Как конкретно Вы сможете применить этот опыт в своей работе?» и т.п. Подобные вопросы запускают процесс ассимиляции опыта и перекидывают мостик из тренингового пространства в реальное, рабочее - то, ради чего и затевался весь этот увлекательный тренинговый процесс.
(с) моё
тренинги