По дороге домой. Ноябрьская Италия - экскурсия по Турину и в двух словах о Милане и Бергамо

Feb 25, 2014 14:46

От дел внутрисемейных, от передряг политических возвращаюсь обратно, в ноябрь 2013 года.
Наше осеннее путешествие не ограничилось одной Португалией. Дорога домой вновь пролегала через Италию, только уже не транзитом, как вначале, а с полноценным стоповером на трое суток. Распределили мы это время так - ночь прилета и полдня в Милане, переезд в Турин, ночь-день-ночь там, затем возврат в Милан и отъезд из него в Бергамо, откуда наконец вылетели  обратно на родину. В аэропорт Мальпенса мы прибыли поздно вечером. Бессильно шипя на итальянскую дороговизну, за 10 евро с носа автобусом добрались до города, и как всегда, голодные и продрогшие, довольно долго бегали по пустынным ночным улицам в поисках забронированного отеля. По сравнению с нашими португальскими приютами он был дорогущим (37 евро), при этом уровень его совсем не впечатлял, да и приветливостью он не очень-то отличался (особенно на фоне Португалии). В него даже посетителей не пускали. А они у нас были - наутро, скрипя костями, к нам заявился наш старый дружбан Бод. Ради удовольствия совместно прошвырнуться по Италии он специально завернул сюда по дороге из Германии, где был в командировке. Хотя в своем родном городе мы с ним живем в пяти минутах ходьбы друг от друга, видимся при этом раз в полгода, поэтому грех было не встретиться на территории Евросоюза, раз уж оказались там в одно и то же время, верно?

Это я уже немного забежала вперед, т.е. в Турин. Вообще-то сперва мы немножко осмотрелись в Милане и посетили скромный набор миланских достопримечательностей - Дуомо и Галерею Витторио Эмануэля, а также оценили миланский Макдональдс и пасмурные прелести городского парка. Ниже фотка меня, красивой, на крыше миланского собора.

После обеда мы решили, что долее задерживаться в тут смысла нет, и отбыли электричкой в Турин. Время в пути 1:50. стоимость 11 с чем-то евро.

В Турин мы приехали уже затемно, и вновь повторилось дежавю - под моросящим дождем мы бодрым шагом шли к своему новому пристанищу, а следом под гнетом своей командировочной сумки пыхтел Бод, уже изрядно простывший и потому злой. В гостинице нам дали по огромному номеру с кухней, которой мы тут же воспользовались, благо супермаркет с продуктами был неподалеку. Бод был возвращен к жизни апельсинами, хотя потом на следующее утро он неблагодарно уверял, что все дело в волшебных таблетках.
Турин был выбран не просто так - там нас ожидала встреча с еще одной давней подругой по имени Катя, она же donna_pesca, волею судьбы не столь давно осевшей в этом городе. Катя личность доминантная, и потому немедленно взяла нас под свою опеку, чему мы были несказанно рады, т.к. наконец-то можно было ничего не решать и не думать - за нас все решала и думала Катерина. Первым делом она нам велела сфотографироваться возле того фонтана, что на первой фотографии, ибо "тут фотографируются все гости города, значит и нам положено"

Ну а дальше мы просто бродили по городу, болтали о том о сем, делились новостями и слушали Катины краеведческие экскурсы.

Итак, что мы успели из них вынести:

1) Турин - административный центр северного итальянского региона Пьемонт (в переводе - "у подножия гор"). Как следует из самого названия региона, он расположен как бы в горной чаше - с севера его прикрывают Альпы, с юга Апеннины, с прочих сторон высокие холмы, которые отлично видны в хорошую погоду. Через Турин протекает речка По.
2) Название города (Torino) переводится как "бычок". Поэтому бычок - его символ.
3) В середине XIX века (а именно с 1861 по 1865 год) Турин был столицей Итальянского королевства.
4) Основные характерные особенности Турина - "шахматная" планировка улиц и галереи. Если посмотреть на карту, видно, что практически все улицы здесь прямые, и перекрестки разрезают город, как пирог, на множество квадратиков. В редких случаях треугольников. В таких городах легко ориентироваться и трудно заблудиться. Такой шахматный порядок, по типу римского лагеря, был заведен еще древними римлянами, которые и основали этот город ни много ни мало - две тысячи лет назад.

(Карта украдена с сайта, посвященного Турину и Пьемонту)

Еще одна отличительная особенность Турина - бесчисленные галереи и портики. В жару они защищают от солнца, в ненастье - от дождя и снега. Замечательно для прогулок в любую погоду. Галереи вообще характерны для всех итальянских городов, но в Турине на них сделан очень большой акцент.

Здесь очень хорошо видно, что каждая улица продублирована пешеходной галереей.

5) Главные достопримечательности Турина - Моле Антоннелиана с Музеем кинематографии, Кафедральный собор со знаменитой Туринской плащаницей, Музей Египта (второй в мире по величине), Королевский дворец, Палаццо Мадама (с одной стороны средневековая крепость, с другой - барокко), Borgo e Roca Medievale (макет средневековой пьемонтской деревни в натуральную величину), куча интереснейших музеев, и многое, многое другое.

Турин - ухоженный, просторный и элегантный город. В нем множество интересных площадей, и на каждой есть, чем полюбоваться.
Пьяцца Сан Карло считается одной из самых красивых, ее еще называют "салоном Турина" , но в тот раз на ней проходила шоколадная ярмарка, потому белые палатки немного мешали ее воспринимать.

На Пьяцца Кастелло фонтаны бьют из под ног даже в конце ноября.

Королевский дворец.

Тот самый Палаццо Мадама, у которого тыльная часть представляет собой средневековую крепость, дополненную в XV веке двумя башнями. Впоследствии она была перестроена в княжескую резиденцию, а в 1637 году ее избрала для своего местожительства мать Карла-Эммануэля II, в то время правившая вместо сына. С того времени этот дворец стали называть "Дворцом Мадамы".

Осень то и дело напоминала о себе яркими желтыми красками.

А вот и Собор Святого Иоанна Крестителя, где хранится священная Туринская плащаница, в которую якобы был завернут Иисус Христос после снятия с креста. Хранится-то она хранится, но народу ее показывают раз в 10 лет.

Побывали мы также и в музее Египта. Конечно, ничто не может сравниться с грандиозностью Каирского, а главное, с первым впечатлением от музея такого рода, однако экспозиция Туринского музея также приятно удивила своими масштабами и великолепной сохранностью экспонатов, мумий и т.п.. Если знакомиться с историей каждого из них (а она там представлена на информационных табличках), то в нем можно зависнуть очень надолго.

Сюда водят школьные экскурсии - они потом очень трогательно сидят внизу в коридоре прямо на полу, подъедая взятые из дому ланчи.

После музея мы отправились в сторону Моле Антонеллиана - самого знаменитого сооружения и символа Турина. Построено оно в XiX веке и является самым высоким в Италии зданием ручной каменной кладки. Оно также самое высокое в Турине - его высота достигает 167,5 метров, посему неудивительно, что его устремленную вверх "спицу" видно отовсюду. Первоначально строилось на деньги еврейской общины и задумывалось как синагога, но в какой-то момент архитектор Антонелли решил внести в проект изменения, удлинив высоту башни на  47 метров от первоначальной величины, и это так не понравилось общине, что финансирование прекратилось. Возобновил его Антонелли чуть позже, уже на деньги городской коммуны, и на сей раз посвятил Витторио Эммануэле II.

Здание Моле смотрится очень изящно.

Оно так приковывает к себе внимание, что его не могут отвлечь даже европейские нищие, стоящие перед состоятельными гражданами Украины с протянутой рукой.

Мы хотели подняться на вершину Моле на скоростном лифте, но наш гид решил иначе и сперва сопроводил нас к набережной реки По.

Пьяцца Витторио Венето. На заднем плане на противоположном берегу реки виден местный туринский "Пантеон" - Церковь Гран Мадре де Дио, "Великой Матери Божией".

Чуден Днепр По при тихой погоде.

Берега реки соединены мостами, некоторые явно очень древнего происхождения.

Оценить окружающую красоту не мешает даже туман, сырость и мряка. Мост Витторио Эммануэле, если не ошибаюсь.

Вот эту арку Катя непременно велела сфотографировать-) Хотя в честь чего она тут воздвигнута, я так и не запомнила.

За туманом угадываются очертания холмов и даже виден снег на их вершинах.

Затем мы пошли в сторону парка, где по нашим представлениям должна была находиться "средневековая" деревня, построенная в конце XIX века специально для выставки Generale Italiana.

Атмосфера в пустынном осеннем парке царит непередаваемая..

"Деревня" восхитительна. Как я уже говорила, это реконструкция пьемонтского средневекового поселения, каким оно было в 15 веке, приуроченная к Всемирной выставке 1884 года. Вообще ко Всемирным выставкам частенько строят очень интересные объекты, которые потом превращаются в местные достопримечательности. Как и в парке, тут царило почти полное безлюдье, что мы всегда высоко ценим. Воссоздана любовно, тщательно, до мелочей - крепостная стена, сверхузкие улочки, крохотные площади, жилые дома, церквушки, колодцы, фонтанчики, настенные фрески... Просто игрушка.

Чтобы зайти внутрь, нужно пересечь подъемный мостик.

Внутри словно попадаешь в декорации к какому-нибудь фильму или спектаклю, только не хватает живых обитателей, одетых по моде того времени.

В этих домах вроде бы находятся мастерские и разные мелкие лавки для туристов, мы не проверяли.

Есть и кафе со стилизованными под облупленную фреску стенами. Правда, стулья в нем самые дешевые, из белого пластика.

Этот уголок, пожалуй, самый красивый. Пятачок между домами насколько крохотный, что пришлось снимать его по вертикали, оборачиваясь вокруг своей оси.

В парке живет много белок - встречались они и в деревне. Совсем непуганые - можно подходить и фотографировать чуть ли не вплотную.

Что ж, пора и на выход.

Ноябрьский день короток, а нам страшно хотелось есть, да еще надо было успеть до темноты подняться на спицу Моле. Поэтому мы вернулись обратно в город, где наскоро перекусили в одном из местных заведений ризотто с морепродуктами (больше у них ничего не оказалось, время было неурочное) и пошли взбираться на Моле. Порой взгляд цеплялся за довольно интересные дома.

И очередные красивые площади.

И наконец завершающий аккорд - вид Турина с высоты Моле. Отсюда шахматная планировка видна, как на ладони, и очень хорошо просматриваются горы и холмы.

Вид на заснеженные горы мог бы быть гораздо лучше. Жаль, что уже стемнело.

Зато все еще хорошо видны холмы, также присыпанные снегом, взбегающие на них красноверхие дома и одетая в багрец и золото линия набережной По Можно очень хорошо представить себе, как тут все красиво выглядит в более теплое время года, если даже сейчас впечатляет.

Дороги уже зажглись многочисленными огоньками фар.

На посещение Музея кинематографии, к сожалению, времени у нас уже не оставалось. Спустившись с Моле, мы завершили основную часть знакомства с Турином и поехали в гости к Кате отмечать нашу встречу.
Чуть не забыла рассказать про туринское метро. Катерина бы мне этого не простила-) Дело в том, что оно полностью автоматическое и "беспилотное". Можно сесть в передний вагон и на какое-то время почувствовать себя машинистом. Либо заложником бездушной машины, кому как нравится-) Туннели освещаются, что тоже непривычно по сравнению с обычным метро, где едешь в потемках. А еще интересно то, что туннель у встречных поездов общий - когда навстречу тебе, ослепляя фарами, несется электричка, хочешь-не хочешь, а мурашки по коже пробегают.

Маршрут завершается тупиком, и первый вагон автоматически становится последним.
Кстати, проникнуть в тоннель и походить по этим подмосткам шансов нет - двери открываются исключительно в момент прибытия поезда на пассажирскую платформу и после его полной остановки.

Вечер мы завершили в теплой и дружеской обстановке с поеданием пиццы и распитием вина в какой-то популярной остерии.

Думаю, говорить о том, что Турин понравился значительно больше Милана, излишне - мой пост и так красноречиво об этом свидетельствует. Поскольку Катенька планирует осесть в этом прекрасном городе всерьез и надолго, хочется думать, что наш визит сюда будет не последним, и мы еще успеем с ней не только пройтись по музеям и выставкам, но и побегать по горам. Во всяком случае, я очень на это надеюсь-)

На следующий день мы перебрались в Милан. На вокзале нас буквально сразу взяли под белы руки девушки-разводилы и пересадили в автобус, следующий до аэропорта Бергамо. У нас еще оставалось несколько часов до вылета, и мы решили завершить наше путешествие тем же, с чего и начали - прогулкой по старому городу Бергамо. Бод не горел особым желанием получать новые впечатления и собирался остаться в аэропорту вплоть до вылета, но быстро одумался и присоединился к нам. Думаю, он не пожалел о своем решении;-)

Бергамо прекраснейший городок, и безусловно достоин отдельного полноценного рассказа, которого здесь, увы, не будет. Как-то так получается, что мы его вечно посещаем пробегом - так было в мае 2011 года, когда мы за пару часов успели только промчаться по его центральной улице до подъема на холм, где располагается Читта Альта (Старый город) - погода была великолепной и я успела сделать довольно много красивых фотографий, которые, к сожалению, так и остались погребены в архивах. Так и в этот раз -  за три часа мало что можно увидеть, разве что составить общее представление. И оно однозначно - Бергамо стоит отдельного посещения.

За сим откланиваюсь, ибо дальше писать уже нет сил, да и количество фотографий не выносит уже никакой критики. Поездка была славной! В этот раз ее формат был несколько иным, ибо мы не только смотрели новые места, но и встречались со старыми друзьями, а получать новые впечатления в компании старых друзей - это, скажу я вам, прекрасно!