Барсучата

Jul 30, 2015 11:58

Устанавливая ранней весной фотоловушки для наблюдения за барсучьей норой мы очень надеялись что у ее обитателей в этом году будет потомство. Во-первых, конечно, «дети - цветы жизни», во-вторых, в прошлом году потомства не удалось обнаружить ни в одном из обследованных барсучьих поселений, и это настораживало. Бездетными залегли в зимний сон и барсуки на старом кладбище. Именно это поселение мы и выбрали для постоянного контроля.

Камеры были поставлены в начале апреля, когда снег только начинал таять. Проверить их удалось только месяца через полтора, когда на остров стало возможным попасть на лодке. За это время камеры записали столько интересного, что я до сих пор еще не закончила обрабатывать собранную информацию.
Как только начал сходить снег, барсуки принялись за работу: надо было почистить нору после зимовки и соорудить новое гнездо из сухих листьев. Однако, не многовато-ли листьев на двоих? Затаскивание листьев в нору весной стало, казалось, самым любимым барсучьим занятием. Все осиновые листья возле норы были уже засунуты в нору, но барсуки все продолжали собирать их по всему склону, посвящая этому делу по несколько часов в день. И это был хороший признак - так обычно ведут себя барсуки, в семье которых ожидается прибавление. Огромное количество сухой листвы необходимо для утепления норы. А в конце апреля фотоловушка зафиксировала ухаживание, а потом и спаривание хозяйки и хозяина норы (21 апреля).

image Click to view



Значит - барсучата уже должны были родиться. Спаривание у барсуков может происходить почти сразу после рождения потомства.
Однако, до появления барсучат на поверхности земли было еще далеко. Родители продолжали нежничать друг с другом и таскать в нору листья. Как удалось установить, самец весьма активно принимал участие в обустройстве гнезда. Бывали моменты, когда он усердно таскал листья, а самка наблюдала за процессом, высунувшись из норы.

image Click to view



А в самой норе - в глубине и темноте жила какая-то тайна, но заглянуть туда возможности у нас не было и оставалось только ждать, когда тайное станет явным. В ожидании я перечитала все что нашла о размножении барсуков. Про азиатского барсука (Meles leucurus) вообще известно довольно мало, а уж тем более на севере ареала. Пришлось довольствоваться, в основном, информацией о барсуке европейском (Meles meles). Беременность у барсука длится 8-10, а иногда и 12 месяцев, детеныши рождаются в марте, из норы сами впервые выходят в мае-начале июня, число барсучат в помете бывает чаще от 3 до 6. В теплые весенние дни (в конце апреля) самка выносит их за шкирку на солнышко погреться. Но это в Европе. А как у нас - еще не известно.
Прошел апрель, начался май. У барсуков моих все по-прежнему. Проходит и июнь… Заботливые родители так же сгребают листья, разве что - чуть реже и не так долго. Я уже начинаю волноваться и перебираю варианты: может быть дети погибли? Или самка как-то незаметно унесла их в другую нору? А может быть - их просто не было. Тем более что в одном из соседних поселений два барсучонка гуляли возле норы уже 20 июня.
И только 2 июля, когда я уже смирилась с тем, что мои барсуки так и будут бесплодно таскать листья в нору все лето - свершилось чудо. Вернее - два основательно подросших полосатых чуда, наконец-то выкатились из норы вслед за матерью. Пожалуй, если бы они не отличались от мамы-барсучихи цветом шкурки, их легко можно было бы перепутать со взрослыми. Но, несмотря на достаточно теплую погоду, мама еще не позволяет им долго гулять. Немного почиститься и порезвиться у норы и - снова под землю. Загонит детей в нору и снова листья туда тащит. Такая заботливая.

image Click to view

барсук, Самаровский Чугас, фотоловушка

Previous post Next post
Up