Пойма Оби. Детство воды.

Apr 20, 2012 22:03

В воскресенье, на Пасху - ну не работать же. Сходила в пойму, посмотреть, как там дела у весны. Спустилась с надпойменной террасы. Летают орланы, скворцы, вороны, сороки. Все еще, в основном, сороки. Зимой это самая частая птица тут, возле деревни.
Снега нет почти, жухлая осока, вязкая глина. Лужи кое-где, когда переходишь их, слышишь тихий мелководный плеск. Раньше же я каждый год в пойме Пры и Оки темно-каричневые проточные лужи по край болотников переходила, когда река уже через дорогу бежит, собирая в складочки песок. Поход на Липовую гору в самом начале половодье - святое дело. Теперь же, топчу пойму Оби. Большая, надо сказать, разница...


Тут не лодки какие-нибудь, а целые катера на берегу валяются.И рефрижераторы для рыбы. Вагоны-холодильники.




Помтому что в Сибири такой размах... Может быть из-за этого размаха мне и не уютно тут? Я хочу научиться любить этот край, где у огромной и страшной реки Оби много вязких, илистых рукавов-щупалец, где гусей заготавливают мешками, а рыбу тоннами, где убитый богатырь превратился в две сопки: одна, побольше, где было туловище, другая - на месте головы. Это важно - полюбить землю, мне же тут жить. Жить в нелюбимом краю, все равно что с нелюбимым мужем.
Я придумала хитрость. Я буду знакомиться с водой. Вода же основа всего. Если я подружусь с местной водой, пойму ее - мне будет легче, потому что вода, уже знакомая, родная, пропитает землю, а потом затопит пойму по самую дорогу. А знакомиться с водой я буду пока она только родилась из снега - маленькая, нестрашная.
Вот первая протока - если ее перейти, то можно дальше продвигаться вглубь поймы.


Перейти ее оказалось совсем нетрудно, хотя с одной сторны вода пряталась под снегом. За протокой раскинулись грязные луга, изрытые полевочьими ходами.


Маленькая вода стремится к воде большой, а грунт податлив. Оттого столько новых русел, ручьев-речушек с водопадами и живописными маленькими дельтами.


Вторая протока. Шумит, хлюпает, журчит. Плюхается что-то в ней. Не сразу поняла, что это куски берега падают. И еще какой-то звук... Лебеди! Где-то за протокой, далеко. А потом - бабах! Лед где-то треснул. Зловещий грохот льдин вдалеке. А тут - журчание, воды не больше чем в межень, голые отмели.


А на отмель эту осенью не сунешься - засосет. Это с виду как песок, на самом деле ил, глина. Это я вспоминаю уже у кромки воды до которой нынче дошла как по асфальту. Ил еще не разморозился. Кое-где видны ледяные глыбы, слегка занесенные наилком.


А кое-где - вулканчики пузыри пускают. О природе этих вулканчиков спорят ученые-почвоведы-газоведы. То-ли это метан сочится из глубоких недр земли, то ли просто какая-то речная гниль местного значения.


Ржавый мокрый суглинок кое-где уже хорошенько растаял. Такую красоту ручейки размыли - жирные прослойки железа.


В память о большой воде на берегу протоки с прошлого года валяется пень. Скоро снова ему плавать.


И катер, выглядит почти как новый... Но уже не первую зиму тут зимовал.


Потом видела лебедей, сфотографировать не вышло, но хоть в бинокль поглядела. С воплями скатились за следующую протоку. Небо расчистилось, стало ярче. Снег кое-где, в него ввалилась грязными сапогами - на каждом сапоге глины по 3 кило.


Хоть и мокро, а кто-то уже умудрился пустить пал...


Все, поднимаюсь к деревне. Последний взгляд в пойму, где лебеди и самая большая протока до которой я не дошла сегодня. Два парня едут на мотоцикле по невозможной глинище куда-то вглубь поймы, к чему бы это?


местные особенности, Самаровский Чугас, фото, сибирь

Previous post Next post
Up