Прогулки по Львову 11. ЖЗЛ. "Гас"

Oct 09, 2012 13:57






Во Львове, на улице Армянской, есть интересный и необычный памятник…
Необычность его в том, что он «двухэтажный»: один человек сидит за столом на уровне тротуара, другой выглядывает из окна второго этажа:



Это памятник изобретателям керосиновой лампы Яну Зегу (сидит) и Игнаци Лукасевичу (выглядывает из окна).




В некоторых источниках их называют ИЗОБРЕТАТЕЛЯМИ керосина. Отчасти это так. Но первооткрывателями керосина они не были.
О возможности выделения из нефти путем перегонки светлой жидкости - керосинa - сообщал еще петербургский врач И. Я. Лерхе, находившийся в командировке в Баку в 1732-1735 годах. А первое производство керосина было налажено Ф. Пряду в 1745 году на Ухтинском нефтяном месторождении. Однако в то время этот промысел практического значения не имел. Новый период истории керосина начался, когда руками русских умельцев был создан нефтеперегонный аппарат. Изобретатели (братья Дубинины), жившие в районе города Моздока, в 1823 году построили первый в мире, имеющий практическое значение, нефтеперегонный завод. В промышленном же масштабе его производство началось лишь спустя десятки лет, после того, как появились керосиновые лампы.

Итак - возвращаемся к керосиновым лампам и их создателям.
Вот так они выглядели:
Ян Зег:


Игнатий Лукасевич:


В 1852 году во Львов привезли несколько бочек дистиллированной нефти. Её черпали из специальных колодцев в прикарпатском селе Борислав недалеко от Дрогобыча (теперешняя Львовщина). Нефть покупает владелец крупнейшей аптеки города ”Под золотой звездой” Петр Миколяш, рассчитывая получить из неё чистый спирт - более дешёвый, чем обычный. О том, кто проводил опыты по очистке нефти, сведения различаются. Одни источники называют главным исполнителем Игнасия Лукасевича, а Яна Зега - ассистентом. Другие источники - наоборот :) Однако, в Книге привилегий австрийского Патентового правительства под 2 декабря 1853 года четко указано: «Магистр фармации Ян Зег. Изобретение в совершенстве очищенной химической нефти». Упоминания о Лукасевиче там вовсе нет. Одно можно сказать, что они были соавторами…

Итак, опыты, к счастью, вскоре дали результаты - удалось найти способ очистки нефти химическим способом. Так был изобретён керосин (по-украински - гас ).
Здания и улицы Львова в то время освещали дорогим скальным маслом. Его привозили из Италии. Зег предложил использовать вместо него добытую им жидкость - значительно дешевле. Обращается ко львовскому жестянщику Адаму Братковскому. Тот переделывает масляную лампу так, чтобы она давала свет от керосина. Также пристраивает устройство, которым можно регулировать длину фитиля, а следовательно и яркость света. Лампу помещает в стеклянную колбу, чтобы огонь был защищен от ветра, а стены помещения не покрывала копоть. В марте 1853 года первой такой лампой начинают освещать витрину аптеки Петра Миколяша. Львовяне сразу заинтересовываются изобретением: керосиновая лампа дает света как 10-15 свеч.
Братковский начинает массово изготовлять керосиновые лампы или переделывает под «керосинки» старые масляные.
Керосиновые лампы появляются в госпитале на Лычакове. Вскоре ими начинают освещать улицы Львова. «Лампы зажигают с наступлением сумерек и на целую ночь, несмотря на то, светит ли месяц, или нет, - пишет в том же 1853 году «Газета львовская». - На жителей города это нововведение производит большое впечатление». Зег оставляет работу в аптеке. На ул. Краковской открывает магазин. Торгует керосином из собственной мини-фабрики, на которой трудятся четверо рабочих. Сырье получает из Борислава, Коломыи и Богородчан. В 1854 году здесь перерабатывают 600 ц нефти. Керосин из фабрики Яна Зега поставляют в австрийскую столицу Вену, а также за границу - в Пруссию.
Однако керосиновый бизнес не принёс счастья его создателю. Однажды в магазин Зега привезли поврежденную бочку керосина. Жидкость вытекла на мостовую. От брошенного окурка загорается пламя, которое охватило дом. В пожаре погибает жена Зега 21-летняя Дорота Облочинская и ее 17-летняя сестра Гермина. Надгробный памятник на Лычаковском кладбище уцелел доныне: две молодые женщины, охваченные пламенем, подняли руки к небу, прося спасения. Ян Зег оставляет керосиновый бизнес, продает патент на изобретение и переезжает в Борислав. Там на ул. Барской (в настоящее время Шевченко) открывает первую аптеку. Женится на самой молодой сестре Облочинских Марии. Впоследствии у них рождаются две дочери. В Бориславе Зег умирает в 1897-м в возрасте 79 лет.
В Вене впоследствии начинается серийное производство керосиновых ламп конструкции Рудольфа Диттмара. А после того как керосиновыми лампами осветили вокзал столицы Австро-Венгрии, даже во Львове, где они появились впервые, их начали называть «венскими».

Соавтор Яна Зега, Игнатий Лукасевич, был основателем польской нефтедобывающей промышленности. В конце 1853 года Лукасевич организовал производство в нефтеносном районе около Горлицы и заложил первую в истории скважину по принципу угольных шахт. Затем построил цех по перегонке. В 1855 г. забила вторая, гораздо больше первой, скважина. Через пять лет был положен первый асфальт из «отходов» производства. Еще через год собственность Лукасевича охватывала десятки скважин, перегонных заводов и асфальтовых фабрик. В 1877 году во Львове под его председательством открывается первый в мире Нефтяной Конгресс. В 1881 г. он предложил использование водяных буров, однако не успел проверить их на практике. В 1882 году Игнатий тяжело заболевает пневмонией и 7 января умирает. В 1932 г. в Кросне ему поставили памятник, а на месте первой скважины в Бобриче открыли музей.

ЖЗЛ, Львов

Previous post Next post
Up