Отсмотрены «Хранители», на мой взгляд, первый фильм в этом году, пропустить который - все равно, что совершить преступление.
Сразу отмечу, что я не разделяю повальной истерии по поводу оригинального произведения Мура, которое зачастую позиционируют, как лучшее (и чуть ли не единственное достойное), что породила на свет индустрия комиксов. То есть умом я понимаю, что «Хранители» действительно выдающееся произведение, но сердце упорно твердит - не мое.
Однако речь все-таки о кино. В настоящий момент существует два принципиальных подхода к экранизациям комиксов. Апологеты первого подхода пытаются вписать супергероев в рамки реальности. Такова трилогия «Люди-Х», нолановский Бэтмен, свежий «Халк», «Железный человек», в меньшей степени «Человек-Паук». Конечно, без фантастических допущений не обходится, но все-таки диалоги, персонажи, сюжет в этих фильмах, как минимум, не менее важны, чем видеоряд.
Режиссеры же «Города грехов», «Мстителя», двух первых «Бэтменов» прежде всего играют с картинкой, цветами, постановкой сцен, таким образом буквально заставляя ожить на экране рисованные истории. Стиль на первом месте - все остальное глубоко вторично.
«300 спартанцев» не оставляли сомнений, что Зак Снайдер принадлежит ко второму течению, что только подтвердили первые же кадры и ролики экранизации «Хранителей» демонстрировали, что и новое творение режиссера будет выглядеть, как оживший комикс - невероятно зрелищно и несколько искусственно. Многие кадры фильма точь-в-точь повторяют панели из комикса. Впрочем, отмечу тут что оригинальный комикс с визуальной точки зрения не представляет из себя ничего выдающегося - примитивный рисунок с минимумом деталей, но такой уж стиль царил в американских комиксах двадцать с лишним лет назад.
На этот раз Снайдер постарался усидеть разом на двух стульях и, по-моему, ему это удалось. О видеоряде вряд ли имеет смысл распространяться - трейлеры и даже просто кадры говорят сами за себя - экшена хоть и не слишком много, зато все снято по высшему разряду.
Но главное достоинство «Хранителей» все-таки не картинка, а персонажи: непримиримый борец со злом Роршах, циничный ублюдок Комедиант, идеалист Ночная Сова, забросивший ремесло супергероя, хитроумный Озимандис… Вроде бы каждому из них по отдельности уделено не так уж много времени, но характер и история каждого из них раскрыты настолько, что равнодушным остаться просто невозможно.
Фильм проще оригинального комикса, не может похвастаться такой многогранностью, однако те темы, которые все-таки добрались до большого экрана - трагедия ненужных миру супергероев, спасение мира ценой миллионов невинных жизней - Снайдер, как мне кажется, раскрыл ярче, эмоциональнее и убедительнее, чем автор первоисточника. Кстати, практически все изменения по сравнению с сюжетом графической новеллы пошли фильму на пользу - исчезли все необязательные персонажи и сюжетные линии, нет провисов и история постоянно держит в напряжении.
На мой взгляд, главный недостаток фильма, как впрочем, и комикса, кроется в фигуре Доктора Манхеттена. Во-первых, ни Санйдеру, ни Муру не удалось достаточно убедительно показать высшее существо и - особенно - мотивы его слов и поступков. Во-вторых, на нем фактически держится весь сюжет, а мне совершенно не нравится, когда интрига поддерживается и разрешается благодаря вмешательству Deus ex machina.
Тем не менее, «Хранители» оправдывают самые высокие ожидания и по сути дела могут быть названы идеальным кинокомиксом, органично сочетающим в себе стильный видеоряд и более чем достойное содержание. Однако до "Темного рыцаря", который просто в другой весовой категории фильм Снайдера все-таки явно недотягивает.