Опять облом

Feb 28, 2011 12:08



Уже несколько лет продолжаю поиски художественных произведений о Наполеоновских войнах, в которых были бы достойно представлены основные их действующие лица и ключевые события. Предостаточно циклов, которые вовсю (иногда удачно, иногда - не очень) используют соответствующий антураж - от сериала о Горацио Хорнблауэре до «Приключений Ричарда Шарпа», но вот писать о самом Наполеоне, его маршалах или Талейране, такое ощущение, что современные авторы попросту боятся. То есть получается парадоксальная ситуация, когда изданы сотни исторических исследований и научно-популярных книг об эпохе и самых разнообразных ее аспектах, а вот в художественной литературе она представлена очень скромно и к тому же однобоко.

Большие надежды я возлагал на тетралогию Revolution Саймона Скэрроу - уж больно много англоязычных рецензентов хором превозносят этот цикл, повествующий о Наполеоне и Веллингтоне. К сожалению, авансов, выданных ей авторами западных отзывов, тетралогия (вернее три первые книги, которые я прочитал), совершенно не оправдала. Пока речь идет о детстве и юности протагонистов Скэрроу еще пытается показать, какими эмоциями они жили и как формировались их личности, но с началом военных карьер оба начинают стремительно бронзоветь. Где-то с середины первого тома романы Скэрроу практически сводятся к досатточно посредственному описанию кампаний Наполеона и Веллингтона, а сами герои превращаются в функции от своих биографий. Но что это были за люди, как и почему менялись их характеры и устремления, как они дружили, любили и ненавидели - все что не касается войны Скэрроу, похоже, не интересует или он просто не способен об этом писать. Герои, вместо того, чтобы оживать на страницах романов, действуют словно единожды запрограммированные роботы, мотивы поступков упрощены до непреличия, масштаб личностей не чувствуется совершенно. Ощущение, будто читаешь не исторические романы, а более-менее художественное изложение каких-нибудь «Наполеоновских войн для чайников».

А ведь Колин Маккалоу своим грандиозным семитомным циклом о последних десятилетиях Римской Республики убедительно доказала, что даже величайших исторических деятелей (таких, как Сулла, Гай Марий, Цицерон или Цезарь) вполне можно изобразить на страницах книг так, чтобы образы получились не только достоверными, но и по-настоящему живыми. Мечтаю прочесть исторический эпик подобный «Повелителям Рима» Маккалоу - только о Наполеоновских войнах, но он, похоже, пока еще не написан.

книги, наполеоновская эпоха, история

Previous post Next post
Up