Генрих IV Наваррский

Dec 21, 2010 10:53


Посмотрел новый двухсерийный исторический фильм о жизни Генриха IV, снятый совместно немцами, французами, испанцами и чехами. К сожалению, зная историю той эпохи хотя бы в общих чертах воспринимать всерьез бардак, творящийся на экране, весьма непросто. А у тех, кто с эпохой не знаком, вряд ли сложится в голове единая картина, и им будет очень непросто разобраться в причинах поступков персонажей, без всяких пояснений скачущим через годы сюжетом и сути львиной доли показанных событий. Потому как «Генрих IV» по большому счету - не кино, а просто нагромождение различных сцен, почти произвольно надерганных из разных периодов жизни заглавного героя и кое-как сшитых воедино белыми нитками вялого сценария. С хронологией событий создатели фильма обращаются весьма вольно, а отдельные эпизоды носят откровенно анекдотичный характер. Например, сцена, доставшаяся в наследство от Генриха Манна (фильм - экранизация его двухтомника про Генриха IV), в которой Карл IX, узнав что у его сестры роман с герцогом Гизом, совсем не по-королевски шлепает ее, а их мать - Екатерина Медичи вдобавок кусает (!) Марго за то самое место, на которое та нашла приключения.
Изрядно авторы фильма поглумились над некоторыми историческими персонажами. Тут, конечно, вне конкуренции братья Валуа, которых превратили в откровенные карикатуры. Карл IX - шизонутый на всю голову параноик, закатывающий истерику каждый раз, как появляется в кадре, и прячущийся под стол при первом появлении в кадре герцога Гиза. Генрих III ничуть не лучше - жирный трусливый гей, окруженный женоподобными дружками. Так и представляю, как поляки избирают это недоразумение на свой престол - впрочем, по фильму королем Польши он никогда не был и не бежал оттуда в родную Францию, ради более соблазнительно трона, а спокойно развратничал при дворе брата, дожидаясь его смерти. Особенно жалко местные коронованные упыри смотрятся в сравнении с персонажами из отечественных экранизаций «Королевы Марго» и «Графини де Монсоро», где Карла IX и Генриха III блестяще сыграли Ефремов и Дворжецкий соответственно. Естественно, на фоне таких вот уродцев Наваррский выглядит особенно выгодно - впрочем, на их фоне даже его английский тезка под номером VIII начинает казаться не таким уж и плохим. Довершает семейную идиллию клана Валуа нимфоманка Марго - других качеств, которые стоило бы показать, режиссер в ней отыскать не смог. Характерно, что со своим будущем мужем она оказывается в постели при первой же встрече, еще до свадьбы - произошедшее между ними лучше всего охарактеризовать, как взаимное изнасилование.
Вдобавок ко всему по некоторым ролям кошмарный возрастной мискаст: Карла IX, умершего в 23 года играет актер, которому перевалило за полтинник, Мария Медичи вышла замуж в 25 лет, а здесь ее изображает сорокапятилетняя актриса, выглядящая на все свои годы неудивительно, что Наваррский отправляется на первую брачную ночь, как в последний бой.
Исторический эпик, несмотря на весьма солидный по европейским меркам бюджет, тоже не получился. Все батальные сцены сняты в худших традициях современного отечественного исторического кино: массовка человек на пятьдесят, дергающаяся камера, сменяющаяся многозначительным замедленным кадром и продолжительность минуты эдак две-три. Бойню Варфоломеевской ночи тоже почти не показали, ограничившись демонстрацией кучи трупов.
Из плюсов - потрясающая музыка (Циммер, как-никак, пусть и в соавторстве), местами неплохой антураж, наличие художественно раздетых красивых женщин, да несколько недурственных актерских работ. В первую очередь это относится к самому Наваррскому и Екатерине Медичи. Он, как и полагается - обаятельный жизнелюб и дамский угодник, которому не чуждо ничего человеческое. Екатерина, если не считать дикого эпизода с укусом, показана ловкой мегерой, которая, тем не менее, действительно печется о благе своей страны. Весьма недурны Агриппа, дю Бартас и Сюлли. Хотя последний как раз выглядит слишком молодо и почему-то присутствует в сцене убийства Генриха IV. Сдается мне что человек, однажды уложивший дюжину убийц, не стал бы истерически звать на помощь, вместо того, чтобы помешать Равальяку убить своего друга и короля.


Эпохальная сцена с попой Марго в главной роли.


Карл Девятый задумал недоброе.


Знакомство с будущей тещей - так сказать, не бойся зятек, я не кусаюсь.


Наваррский встречается с Марго.


Самый счастливый день в жизни девушки.


Через день она будет признаваться супругу в любви.


Гийом дю Бартас, Наваррский и Агриппа д’Обинье во время Варфоломеевской ночи.


Карты и мазохизм - любимые развлечения Генриха III.


Подружки миньоны Генриха III.


И для контраста - Генрих Наваррский с друзьями. Думают о судьбе государства, естественно.


Сюлли предотвращает покушение прямо во время коронации Генриха Наваррского.


Новоиспеченный король на войне…


…во дворце…


…и в печали.


Актрисе показали отснятый материал Мария Медичи перед первой брачной ночью.


кино, история

Previous post Next post
Up