Нужна новая система образования.

Oct 11, 2011 15:04


david_gor пишет о российской системе образования. Он глубоко погружён в размышления об это проблеме. Первые его посты на эту тему датируются, если не ошибаюсь, 2008м годом. Кроме того он пытается воплотить свои размышления на практике и создать независимую школу. Приведу фрагмент одного из его последних постов.

Дети учатся всегда. Способность и стремление к образованию (не только к учёбе) в детях заложена от природы и ничем не вытравляется. Вопрос лишь в том, где и чему они учатся. Система образования не может удержать внимание и доверие детей не только потому, что она утратила монополию. Не только потому, что у детей есть множество альтернативных источников возделывания и самовозделывания (включая всякую информационную и рекламно-пропогандисткую дрянь, которая прёт изо всех щелей).

Дети не хотят учиться в школе потому, что сам образовательный процесс перестал соответствовать изменившимся общественным, производственным и политическим отношениям. Они учатся в других местах. Учатся настолько, насколько им позволяют обстоятельства. И вместо подкрепления и подтверждения они видят расхождения между тем, чему они учатся в других местах и тем, чему их учат в школе.

Как вы хотите убедить ребёнка в том, что ему надо изо дня в день вовремя приходить в школу, если он видит, что папа зарабатывает немаленькие деньги именно потому, что работает, не обращая внимания даже на время суток. И видит, что папа не один такой.

Даже представить невозможно с какой пристальностью и внимательностью дети изучают мир, в котором живут. И какими темпами они учатся отделять полезное от бесполезного.

Как убедить ребёнка в том, что надо решать одинаковые задачи одинаковым для всех способом, если со всех концов и интернетов, включая дворовое общение, он получает сигналы о том, что жизнеспособнее тот, кто находит уникальные решения и занимает никем не занятые ниши. Система образования застряла в индустриальном прошлом настолько, что уже пытается переспорить инстинкт выживания. И кто кого?

Ничего же не получится. Дети, они ж живучие. Они же пытаются приспособиться к тому миру, в котором им предстоит жить, а не к тому прошлому, в котором застряла система образования. А им мешают .

Система образования в попытках угодить системе управления тупо наращивает объём своего влияния на детей (качество влияния нарастить не получается). Бессмысленно увеличивает время занятости ребёнка (типа, чтоб меньше болтался на улице и в интернетах). Вот замаячила двенадцатилетка. Вот она куча каких-то «предметов», которых и в помине нигде нет, кроме как в учебниках и головах тех шизофреников, которые эти предметы изобрели. Вот по школьным коридорам бродит призрак ювенальной бабайки. Электронные все эти дневники с паспортами школьников. Видеонаблюдение, турникеты и тесты на наркотики. Всё это есть, а почему-то главного политического продукта нет. Нет лояльности и контроля. Одно только раздражение и недоверие. Странно да?

Я и сам удивляюсь, откуда в детях столько недоверия к школе. При таких раскладах недоверия, раздражения и отторжения должно быть гораздо больше. Но видимо дети добрее и снисходительнее государства. Они дают системе образования шанс и время на эволюцию. А государство не даёт.

Государство убеждается в том, что система образования не справляется с решением главной политической задачи и привычным движением реформирует всю систему под корень.

Государство пытается компенсировать недостаточность контроля вторжением в те сферы, где ребёнок ещё умудряется учиться без государственного участия. Прежде всего, в семью. Вводит комендантский час для детей. Нагнетает истерию, культивирует в общественном сознании психопатии и фобии во всём, что может относиться к детям. Несмотря на острейший демографический кризис, лишает потенциальных родителей главного стимула к воспроизводству - уверенности в незыблемости связи между детьми и родителями ( а для родителей ребёнок - это навсегда и кто мне скажет, что я преувеличиваю).

Так, чтобы ребёнка со всех сторон окружала атмосфера недоверия и подозрительности.

Так, чтобы родитель растил ребёнка в вечной неуверенности, боязни собственной несостоятельности и ожидании вмешательства.

Так, чтобы в любой ситуации, в которой ребёнок вне государственного контроля, можно было разглядеть угрозу.

Так, чтобы даже нельзя было сходу понять, исходит ли угроза от ребёнка или наоборот что-то угрожает ребёнку. Главное, чтобы по умолчанию угроза усматривалась всегда и до тех пор, пока не доказано обратное. Если не получается так, чтобы ребёнок общался только с проверенными людьми, то хотя бы добиться того, чтобы он не общался с неустановленными людьми.

Так, чтобы всякий, кто посмеет хоть чему-то бесконтрольно научить ребёнка (даже на уровне нескольких фраз или замечаний), рисковал быть обвинённым в самых гнусных гнусностях.

Так, чтобы и сам ребёнок шарахался от всякого неконтролируемого общения.

Так, чтобы до детского комендантского часа сидел и выполнял ворох бессмысленных домашних тестов, а после тоже сидел.

Очевидно, что в условиях такой истерии образовательный голод детей будет восполняться теми, кому плевать на ограничения. Или неадекватными людьми, или же сами знаете кем.

Адекватный человек в этих условиях подойдёт к чужому ребёнку, только предварительно собрав компанию из двух полицаев, ювенального эмиссара и комиссии из РОНО. Особоадекватный и к своему ребёнку не подойдёт без присутствия делегатов общественного наблюдательного совета или хотя бы включённого видеорегистратора.

Мне легко представить, как разнокалиберные чиновники толпами собираются на секретные тренинги в огромных залах и, плотно сжав кулаки, полдня истошно во весь голос визжат - «Мы теряем его!!! Мы теряем его!!! Мы теряем его!!!»...

Так вот - это они про контроль.

Шутки шутками, но всмотритесь при случае в их лица. Откуда иначе может быть выработана такая решимость при такой растерянности. Они действительно теряют контроль. И действительно не знают что делать, но уверенно внедряют одну бессмыслицу за другой. Что я должен думать?

Система образования должна соответствовать системе управления государством. Иначе она не может адекватно выполнять свою главную политическую задачу.

Постепенно, исподволь и незаметно бюрократическая система управления трансформировалась во что-то другое. А индустриальная система образования при этом старательно и жёстко консервировалась и оберегалась от изменений. Потому, что у системы управления тоже есть инстинкт самосохранения. Если бы системе образования было позволено решать сторонние задачи и самостоятельно трансформироваться, то пострадало бы качество решения главной политической задачи.

И даже больше. Если бы система образования нашла стороннего заказчика, то она и вовсе могла утратить интерес к решению главной политической задачи. Возникли бы вопросы. Появились бы механизмы защиты интересов обучающегося, а также прочие всякие неудобства. Системе управления нужна была безропотная система образования, привыкшая молча внедрять всё, что прикажут.

....

Я это всё к тому, что эта система образования была покорна настолько слепо и безоглядно, что даже не пыталась защитить то, лучшее, чем смогла разродиться. Защитить то, что обеспечило бы ей будущее. Теперь у неё нет будущего. А государству нужна другая система образования. И государство обязательно выстроит себе новую систему образования. Такую же покорную, если не помешать.

А ещё я к тому, что эта система образования не бесплодна и, может быть, могла бы пустить жизнеспособные ростки, если чуточку ослабить контроль. И дать денег и времени на эволюцию. Просто ослабить контроль и подождать. А тем временем строить что угодно другое на стороне (хоть государственное, хоть частное, а ещё лучше и то и другое).

И я понимаю, что именно этого система управления не допустит. Напротив, контроля будет ещё больше. Потому, что где-то там под корнями всей этой реформы образования закопана главная причина монетизации образования - система образования уже не способна обеспечить государству должный уровень контроля над формированием будущего электората. Повторюсь, все остальные свои задачи система образования вполне ещё способна решать. А приручать и дрессировать уже не может.

http://david-gor.livejournal.com/111914.html

Previous post Next post
Up