Недавно попалась мне информация, что китайские произведения искусства отхватили за последние 3 года более трети мирового арт-рынка.
А в 2011 году в десятке самых дорогих художников мира оказались сразу шесть представителей поднебесной.
Примечательно (и логично), что китайское искусство покупают преимущественно сами китайцы.
Западные арт-причастные со снобизном говорят, что это не от большого ценительства и позывов к коллекционированию, а исключительно с инвестиционными целями - доллар падает, евро разваливается, куда крестьянину податься? Вот, дескать, и подались китайские инвесторы вкладывать капиталы в искусство и вино.
Впрочем, вдаваться в мотивы покупающих мне пока не слишком интересно, а вот посмотреть, что же такое покупают китайцы за сумасшедшие деньги оказалость любопытно.
В принципе, тенденции на китайском рынке изобразительного искусства (пока оставим в покое гигантские вазы и длинные тысячелетние свертки) вполне себе общемировые - в стоимостных топах картины художников, жвиших не так давно - 50-80 лет назад. То есть то, о чем современный бизнесмен или чиновкник (или оба в оном лице) слышал в детстве или молодости, что прочно засело в подкорку.
Если в мировых рейтингах Пикассо и Уорхолл, у русских Малевич и Кандинский, кто же у китайцев?
Итак, тройка самых дорогих китайских художников по данным 2011 года.
1 место - Чжан Дацянь (1899-1983)
Всего продано работ автора в 2011 г. на $550 млн
Например, «Лотос и утки-мандаринки» - $21,8 млн
Писал (впрочем, как и вся тройка лидеров) в технике традиционной китайской живописи, предпочитая более экспрессивную, размашистую манеру работы кистью. Из новаторского - много путешествовал по американскому континенту, был знаком с Пикассо и привнес элементы модернистских и эспрессионистских техник в свои поздние работы.
2 место - Ци Байши (1864-1957)
Продано работ на 510,5 млн.долл
К слову, именно его картина была продана за рекордную для произведений современной китайской живописи сумму в 65,4 млн. долл.
Это картина «Орел на сосне», вот, зацените:
Тоже традиционная техника, в основном предпочитал мелкие формы и животный мир («цветы и птицы»), в позднем творчестве перешел к пейзажам, изображению исторических событий и героев.
Вот кое-что потипичнее:
Товарищи с первого и второго места по итогам находятся не только в китайском топе, но и в общемировом - выше почти бессменного лидера Пикассо и Уорхола.
3 место - Сюй Бэйхун (1895-1953),
Всего за 2011 год продано работ на 220 млн. долл.
Например, «Возделывание мирной земли» - $36,7 млн
Сюй Бэйхун - фигура в китайской живописи вестма известная и примечательная, в частности тем, что привнес в традиционно статичные картины традиционной китайской живописи европейскую динамику; учился во Франции, внедрял преподавание западных техник на художественных факультетах Китая, одним из первых в Китае начал писать маслом.
Взглянув на тройку лидеров с удивлением обнаружила, что я, человек китайскому искусству хоть и не чуждый, но и не слишком близкий, из топ-тройки знаю целых двух.
Ци Байши (товарищ номер 2) - это знаменитые креветки:
Это же практически черный квадрат мишки в лесу, очень узнаваемая штука. Вот она, например, на моей чайной посуде
Еще у него есть прекрасные крабы... а также лягушки и головастики
А Сюй Бэйхун - это же лошади!
Его галопирующие лошади - тот самый каноноческий образец европейской динамики, привнесенной в традиционную китайскую живопись хорошо известны - их репродукции были весьма попуярны даже в СССР 80-х гг.