В качестве вступления напишу, как я вообще докатился до такой вот жизни, в смысле восхождений. По Крыму я хожу немало, френды это знают, но выше вершины Крыма Роман-Коша (1545 м) я нигде не был. Ещё года два назад мы с моим другом-походником (далее - Костя) обсуждали возможность поехать в Приэльбрусье, т.к. там очень красиво, а горы при этом всё-таки другие, более масштабные. Со временем идея развилась в поход на сам Эльбрус, которой я усиленно противился из-за того, что альпинизм (пусть и легкий) мне как-то совсем не по душе. Экстрим в любом виде я не приемлю, а это всё-таки своего рода тоже экстрим. Потом я начал беговые тренировки, чтобы быть готовым к перевалам Приэльбрусья. Кроссы по 8 км за 40 минут 2-4 раза в неделю позволили подтянуть физику.
Потом этой весной неожиданно появился вариант восхождения на Эльбрус, но с севера, что для первого раза всё-таки тяжеловато. Когда этот вариант отвалился (как выяснилось потом - слава Богу!), а количество прочитанного материала о восхождении с юга дало понять, что мне вполне по силам подняться, мы приняли окончательное решение идти. По счастливой случайности первый сайт, который выдал Гугл по запросу восхождения, и оказался нашим фаворитом. Он, в отличие от других, предлагал не только стандартную программу по акклиматизации и восхождению, но и посещение интересных мест Кабардино-Балкарии в первый день тура. Забегая вперёд скажу, что этот тур, предлагаемый двумя замечательными гидами (мужем и женой), оказался идеальным сэндвичем, в котором ингредиентами выступали отдых, треккинг и альпинизм.
Итак, 9 июля мы погрузились в Neoplan, следовавший по маршруту Севастополь-Пятигорск. Сбор группы был запланирован на утро 12 июля в Нальчике, поэтому мы заложили всевозможные риски с керченской переправой, ну а также желание посмотреть, сколько получится, Пятигорск и Нальчик. До этого я в России был только в Москве и Калининграде, поэтому поездка на Кубань меня очень интересовала, как-никак почти соседние субъекты федерации.
Я давно не ездил на автобусах, особенно таких излишне комфортабельных. Дорога до Керчи у нас, мягко говоря, не ровная, поэтому шатало его вниз-вверх как заправский Титаник в шторм. Это настолько утомляло, что я грезил даже о жесткой подвеске своего автомобиля. На удивление, переправу прошли без малейших задержек (даже с учётом того, что автобусы идут отдельно от всех остальных), зато кое-что интересное произошло в Краснодаре. Первый раз такое вижу, если честно. Водители, видимо, ехали в первый раз по этому маршруту, и искали автовокзал Краснодара по навигатору (!). Было это в час ночи, причем выяснилось, что в это время работают светофоры и движение в Краснодаре такое, как у нас в Симферополе в выходной в дневное время. Любителей потягаться со светофора находилось по 3-4 машины чуть ли не на каждом перекрестке (один не постеснялся с Ниссаном GT-R тягаться, понятно с каким успехом). Сначала навигатор привел нас на Автовокзал-2, который нам не был нужен. К тому времени уже успели навернуть по ночному Краснодару пару кругов. Затем пришла очередь спрашивать у таксистов, а потом и у гаишника. С интересом наблюдали за нами гайцы на одном из перекрестков, мимо которых мы проезжали уже четвертый раз. С горем пополам нашли всё-таки автовокзал, после чего нас ожидал целый час стоянки. На улице не лучше, чем в автобусе. Духота и +27, это в час ночи…
Как выяснилось, спать сидя я не могу. До Минеральных Вод я так и не уснул, как ни пытался. Только на этой остановке освободилось два рядом стоящих кресла неподалеку, я на них пристроился и хоть как-то покемарил пару часов. В Пятигорск автобус прибыл на час раньше расписания, в районе 10 часов утра. В Пятигорске я должен был выполнить одну ответственную миссию, которую я запланировал ещё до поездки. Сразу после крымской весны-2014 у нас закрылись все Макдаки, а я как бы любитель время от времени заглянуть туда. Ещё когда мы ехали на автобусе через центральный проспект Пятигорска, я обнаружил заветное заведение. Сдав здоровенные рюкзаки в камеру хранения и взяв билеты на Нальчик на 17:00, я с радостью воспользовался наличием 3G (у нас почти нет его) и по яндекс-картам заприметил, что макдаков ближе, чем тот что я видел из окна автобуса, нет. Также прикинули, что рядом с ним находится место дуэли Лермонтова, которое в свою очередь находится у подножия горы Машук (высота 993 метра), на которую у нас как раз хватит времени сходить. Идти туда 40 минут от автовокзала в гору. С большим аппетитом навернув сразу Биг-Тейсти, Биг-Мак, большую картошку и большой шейк (450 р суммарно), я утолил полуторагодичную жажду и был готов штурмовать Машук. Но сначала, как раз по пути, было место дуэли М.Ю. Лермонтова.
От него, сначала напрямик через лесные тропы, а потом уже по асфальтированной дороге, вышли мы наверх. Костя перекусывал в кафешке недалеко от вершины (т.к. макдачную еду не ест) с видом на Пятигорск внизу и горы напротив.
С вершины открывается красивая панорама округи, Пятигорск раскинулся внизу, огибая гору. Сказать, что как на ладони, это ничего не сказать. Как оказалось, с горы обычно хорошо виден Эльбрус, и лицезрение цели нашего путешествия могло принести нам дополнительные эмоции, но дымка скрывала сильно удалённые объекты, хотя погода была в целом ясная.
С вершины вниз ходит канатка, но мы легких путей не ищем, да и лишний городской треккинг лишним не будет. После спуска на меня начали накатывать последствия всего двух часов сна в автобусе. К «топику» до Нальчика мы как раз успели, вот в нём я и подрых почти все полтора часа до столицы КБР.
В целом Пятигорск оставил очень приятные впечатления. Чистый, аккуратный, ухоженный зеленый город (по крайней мере те места, в которых мы были). В нем чувствуется Россия. Тут есть Сбербанк, есть Магнит, есть Пятерочка, есть Мегафон, есть Билайн, есть 3G. Конечно, скажете вы, как и во всех других городах, но нам, крымчанам, это всё в диковинку. Наверное, именно такие ощущения и должны были появиться при посещении первого города после присоединения. Хорошо выбраться на большую землю. Особенно понравились диодные светофоры, нам ещё такого не завезли.
В Нальчик мы приехали под вечер, надо было решать вопрос с жильем. На вокзале тут же набросились таксисты, один даже предложил вариант с частным домом у бабульки, только надо заплатить 300 р за то, чтобы он нас туда отвез. Морозились, как могли. Идти куда-то искать хату желания не было, да и в сон клонило, тут я вспомнил, что ещё из автобуса видел гостиницу неподалеку, по сути прямо над автовокзалом. Я сходил в, простите, ресепшн гостиницы «Бысым», узнал, что самый дешевый номер стоит 1200 р, что в принципе нас устроило. Я конечно подозревал, что это будет самый настоящий совок-отель, но пожалуй даже мои ожидания были превышены. Особо прелести расписывать не буду, просто перечислю некоторые мелочи: горячей воды, конечно нет (на ресепшене сказали, что это по городу такая проблема), слегка текущий унитаз, москитная сетка на окне разорвана (ночью мы ощутили давно забытые на Арабатской стрелке чувства, когда тебя съедают живьем), кровати супер-скрипучие и продавленные, ну а в довершение нам выдали электрочайник мирового брэнда «Алиса», который по включении в розетку, конечно же, признаков жизни не подал. Но денег было не жалко по одной (точнее, двум) простой причине: мы устали после пятигорских походов и не выспались после neoplan’овой баржи.
Утро 11 июля встретило нас облачной погодой и почти отсутствием жары. Т.к. местом встречи группы 12 числа должен был стать автовокзал-2, то первым делом мы решили разведать к нему дорогу. Посмотрели опять же на яндекс-картах и пошли к нему пешком. Нальчик чем-то напомнил Симферополь 70-х годов. Чисто, отсутствие внешней рекламы, зелено. На клумбах любят высаживать надпись «июль 2015». Недалеко от нашей гостишки обнаружился торговый центр «Дея», в котором сразу заприметили супермаркет, а также различные пиццерии-закусочные на третьем этаже. Пока мы после завтрака из собственных запасов не проголодались, поэтому пошли дальше.
Приблизительно через полчаса мы дошли до нужного нам автовокзала. Рядом с ним я увидел сквер с памятником танку, ну и решил подойти ближе и сфотографировать. Здесь первый и единственный раз за всю поездку пришлось столкнуться с «тёмной стороной» Кавказа, идущей рука об руку со всем гостеприимством и природными великолепиями. Когда делал кадры, я даже не обратил внимание на то, что сразу за танком на скамейке сидит группа молодёжи. Сфоткал и двинулся назад в сторону автовокзала, Костя заприметил, что у нас потенциально проблемы. Ребятам не понравилось, что я их фотографировал. Ну, это они так подумали. Сказали, что я снимаю для ФСБ, а они там просто сидят и никого не трогают. Конфликт какой-то видимо у них с властями. Настоятельно попросили сначала показать, а потом удалить фотографии с танком (типа их там видно). Проблемы накануне старта тура нам были ни к чему, да и связываться с таким контингентом не особо хотелось, поэтому удалил фотки, сделал фото с другого ракурса (чтоб уже никто даже на 1/10 в край кадра не попал), а Костя тем временем уже чуть ли не закорешился с этим парнем, который к нам подходил в негодовании.
На такой вот минорной ноте мы прикидывали, куда нам двигаться дальше. По яндекс-картам нашли городской парк, до которого, правда, нужно было преодолеть всю центральную улицу Ленина. Постепенно подошли тучи и как только начался дождик, мы нырнули в небольшой универмаг прямо в центре Нальчика. На третьем этаже нашли видовое кафе, где вкусно поели и переждали дождь.
В магазине неподалеку Костя, как в воду глядевши, купил себе дождевик. К парку мы дошли где-то через час после обеда. Большой, красивый, с шикарной центральной плиточной аллеей. В нем есть два озера, через которые когда-то была проложена канатная дорога, но теперь от неё остались только опоры, а народ развлекается катанием на банане. В парке мы попали под сильный ливень. Костя в дождевике с улыбкой наблюдал за тем, как мои шорты промокли насквозь в считанные минуты. При этом новая мармотовская мембранная ветровка свою задачу выполнила на отлично, также в тему пришелся чехол на рюкзак, купленный ещё в Симфе.
Нагулявшись вдоволь в парке, потихоньку двинули в обратный путь. Было решено зайти на тот самый третий этаж торгового центра «Дея» и подкрепиться пиццей. На ресепшене отеля продлили свое проживание на одну ночь и залегли спать, т.к. вставать рано. В шесть часов утра следующего дня должен был начаться тур, которому будет суждено врезаться в память несущимся на всех парах бронепоездом.