Ида Львовна Рубинштейн 1883 - танцовщица, драматическая актриса. Родилась в Харькове. Дочь богатого зернопромышленника Льва Рубинштейна. Родители Иды умерли рано, ее воспитывала тетка, мадам Горовиц, известная Санкт-Петербургская дама, которая перевезла к себе в Петербург девочку в возрасте 9 лет. Богатая наследница была хорошо образована и превосходно говорила на четырех европейских языках. Она с детских лет мечтала о сцене. Увлекалась художественной декламацией, училась драматическому искусству у Мейерхольда и Комиссаржевской. Ее звал в свой театр Станиславский, но она находила его систему устаревшей. В 1907 году Ида стала брать уроки хореографии у блестящего и модного хореографа Михаила Фокина. Фокин, как и многие другие, был заворожен внешностью Иды. «Тонкая, высокая, красивая, она представляла интересный материал, из которого я надеялся слепить особенный сценический образ» - писал Фокин . Он сочинил для нее несколько балетов, в том числе знаменитый «Танец семи покрывал». В Париже в это время проходили знаменитые «Русские сезоны» Сергея Дягилева. Парижане сполна могли насладиться прославленной русской симфонической и оперной музыкой, русской живописью, художественными ремеслами. В начале «сезонов» не был представлен только русский балет. И Дягилев приглашает Иду Рубинштейн. Успех превзошел все ожидания. Парижане увидели Иду Рубинштейн в образе Саломеи, Клеопатры и Забеиды (неверной жены хана в балете «Шехерезада»). Художник Валентин Серов описал свои впечатления после того, как увидел ее в балете «Клеопатра»: «На затемненную сцену рабы вынесли закрытый паланкин. Музыка постепенно стихла. И вдруг над сценой стало вырастать что-то похожее на мумию. Это была царица Египта Клеопатра. Рабы, словно шмели, кружились вокруг Клеопатры, медленно, моток за мотком, освобождая ее тело от покровов. Упал последний, и вот она - обнаженная как Ева, величаво идет к ложу любви. Это что-то небывалое, это уже не фальшивый сладенький Восток банальных опер, нет - это сам Египет и Ассирия, чудом воскрешенные этой женщиной». Художник, вдохновленный обликом танцовщицы, увидевший в ней что-то напоминающее фрески древнеегипетских пирамид, создал ее знаменитый портрет. Плоское, угловатое тело, переданное предельно упрощенно, кажется бесплотным. Благодаря гротеску и стилизации яснее проступила суть натуры. Портрет Иды Рубинштейн наделал много шума. Серова упрекали в модернизме и стилизации, но и самой танцовщице был присущ этот стиль. В конце 1910 года Ида Рубинштейн уходит от Дягилева и создает свою собственную труппу, с которой выступает вплоть до начала первой мировой войны. Но критика оценивала ее балетные спектакли неоднозначно, хотя она привлекла к работе выдающихся композиторов и художников - Бенуа, Стравинского и Равеля, который специально для нее создал свое «Болеро». В 1935 году Ида покинула сцену. Когда фашисты пришли в Париж, она перебралась в Лондон и, не жалея сил и денег, работала в лазарете, выхаживая раненых. После окончания войны она возвратилась в Париж, но там ей показалось холодно (без театра, без поклонников, без любви), и она перебралась в солнечную Италию, где купила виллу недалеко от Венеции. Здесь она провела последние десять лет своей жизни. Умерла актриса 20 сентября 1960 года, в местечке Ванс, Альпы Приморские, Франция. Но навечно остался знаменитый портрет Иды Рубинштейн кисти Валентина Серова.
Валентин Пикуль интересно написал о портрете и Иде -
http://www.nearyou.ru/serov/0ida.html