Давно я собиралась, а кое-кому даже и обещала поведать о своих непростых взаимоотношениях с
Вебмани. И вот наконец настал тот час.
По моим ощущениям, доблестный сервис Вебмани должен стоять где-то в одном ряду с отечественными супергероями - Капитаном Почта России, Сбермэном и т. п. Потому как там тоже, судя по всему, работает немало бессмысленных и беспощадных людей.
Однако по порядку.
Начались эти наши взаимоотношения в 2009 году, когда жажда наживы толкнула меня на то, чтобы подрабатывать удалённо копирайтером и получать за это расплату как раз таким вот нехитрым (ну, это тогда казалось, что нехитрым) способом. И кстати, некоторые работодатели почему-то прямо настойчиво желали расплачиваться исключительно вебманями и ничем иным. И как раз так совпало, что в момент, когда мне потребовалось срочно завести кошелёк для получения денег за работу, у меня украли телефон, и я ещё не успела восстановить свой основной номер (которому уж лет 10, и менять его я не планировала), так что кошелёк пришлось заводить при помощи временного номера (без телефона его не завести - там подтверждения практически любых манипуляций с кошельком через него происходят). И этак вот я поступила неразумно в первый раз. Забегая вперёд, скажу, что этот момент и стал для нас с Вебмани роковым )
В общем, попользовалась я некоторое время этим кошельком, а потом перестала подрабатывать, и он сделался не особо нужен. Свою симку я восстановила, а ту временную, на которую был зарегистрирован аккаунт в Вебмани, просто иногда вставляла в телефон, проверяла баланс и поддерживала его на положительном уровне. Но, как говорится, это не могло длиться вечно :) В какой-то момент я окончательно забыла про этот номер, перестала класть на него деньги и, в общем-то, нисколько от этого не страдала. До поры до времени.
В конце 2010 мне потребовалось перевести некую сумму денег коллеге из другого города, и как человек, постоянно работающий в интернете, я решила, что Вебмани - это вполне подходящий способ, поскольку у коллеги тоже был действующий кошелёк. Типа, не надо никуда идти - оп, и всё перевёл. Коллега не возражала. И тут я поступила неразумно во второй раз.
Я знала, что можно привязать вебманьский кошелёк к своему счёту в банке - для более быстрого перевода средств туда-сюда. Я сделала это без каких бы то ни было проблем, даже не заходя в свой кошелёк (и не убедившись, жив ли он вообще ещё, ха-ха!). Вебмани не потребовал от меня никаких подтверждений, как не потребовал он их и тогда, когда я, опять же ещё не заходя в свой кошелёк, кинула на него через интернет-банк необходимую сумму. И вот тут-то началось веселье.
Запустив вебманьскую программу на компе и без труда вспомнив пароль от кошелька, я вроде бы туда попала и даже увидела, что деньги на него благополучно пришли, но перевести их коллеге не смогла, так как для этого требовалось подтверждение с помощью мобильного телефона, а тот работать отказался - симка скончалась от горя за то время, что я о ней не вспоминала. «Не беда! - подумала я. - Я пойду и восстановлю её!» Но как бы не так - в офисе мобильного оператора мне сообщили, что номер уже принадлежит другому человеку и вернуть его нельзя никак. Ыть. Вот тут уже я призадумалась. Первым делом я хотела хитроумно перевести деньги обратно на свой счёт в банк, но конечно, опять оказалось какбынетак - для этого снова требовался номер телефона. То есть - чувствуете коварство? - туда перевести можно что угодно, а оттуда - фиг!
В третий раз неразумно я поступила, пожаловавшись в подробностях той самой коллеге на свою незадачливость. В ответ на предложение перевести ей её денег любым другим удобным способом, а про те, что застряли на моём, но уже как бы и не совсем моём кошельке, вспомнить как-нибудь позже и спокойно с ними разобраться, она благородно возразила: Нет! Ведь это будут уже твои деньги, а мои - там, в плену. Она сказала: Если я возьму твои, ты не будешь бороться! Мне не к спеху. Борись! - сказала она. И я стала бороться.
Самым логичным методом борьбы было бы поменять номер телефона в аккаунте Вебмани. Для этого существовало целых два способа. Первый: если старый номер доступен, то надо было просто получить коды подтверждения на новый и на старый номер, ввести их на сайте и - тадам! - номер бы изменился, и всё можно было бы делать. Но этот вариант, понятное дело, мне не подходил. Второй способ: написать заявление в Вебмани, где указать, что старый номер телефона более не доступен, поэтому следует его изменить на новый. Заявление можно было лично принести в офис или отправить по почте, предварительно заверив свою подпись на нём у нотариуса (!). И этот вариант мне бы, в принципе, подошёл, если бы я не ушла рожать детей и не утратила в связи с этим возможность вольготно и безнаказанно разгуливать по офисам вебманей, а также и почтам с нотариусами. Короче, поскольку коллега по-прежнему не торопила и отказывалась от моих денег, я бессовестно пренебрегала. А шёл меж тем уже 2011 год.
Да, был ещё слегка хулиганский вариант - позвонить новому владельцу моего старого номера и попросить его продиктовать тот код подтверждения, что пришёл бы ему, чтобы поменять номер на Вебмани таким образом. Но этот способ подходил адекватному человеку, который не боится звонить по телефону незнакомым людям, а я не из таких, я не смогла. Каждый раз, когда я набиралась храбрости, чтобы уже взять и набрать бывший свой номер, и в воображении репетировала те слова, что я скажу незнакомому человеку, чтобы убедить его помочь мне, там же, в воображении, этот человек всегда отвечал мне не по-русски :) Я паниковала и так и не решалась.
Тем временем борьба моя постоянно осложнялась дополнительными обстоятельствами: сперва я утратила доступ к кошельку, переустановив систему на компе и уже не вспомнив пароль, для его восстановления мне требовалось слать сканы паспортных страниц, а я уже поменяла паспорт за то время, пока не пользовалась Вебмани. Но даже когда я нашла сканы своего старого паспорта и бесстыдно выслала их, чтобы подтвердить свою личность, для завершения процедуры восстановления аккаунта на Вебмани требовалось оплатить некую символическую комиссию, и это можно было сделать прямо со своего же кошелька, но для этого вновь требовался номер телефона, на который аккаунт был зарегистрирован. (Других способов оплаты поначалу, кажется, не было, сейчас появились, но надо признаться, они не особенно удобны.)
Но даже и это всё ещё было бы ничего, если бы в довершение апокалипсиса мы не переехали из Москвы, практически начисто лишив меня возможности сходить с заявлением в офис Вебмани лично. Конечно же, в Воронеже я в очередной раз утратила доступ к своему кошельку, снова восстановила, насколько это было возможно. И это повторялось потом ещё несколько раз, потому что процедуру замены номера телефона я так и не могла даже начать. Писать заявление, заверять его у нотариуса, а потом отправлять почтой… Ну, «не было у Петрухи никаких дел», была масса свободного времени, чтобы всё это провернуть (это я отмазываюсь, отмазываюсь :)). Шёл уже 2012-й.
Я решила, что как-нибудь, когда буду в Москве, лучше всё-таки лично заявление отвезу. Выберу время и отвезу. Тем более что в Москве я, скорее всего, была бы без ребёнка, по делам и всё такое - одним делом больше, одним меньше… Но, в общем-то, и это получалось плохо. А коллега по-прежнему не слишком торопила, мы время от времени вспоминали о том, что мне надо бы бороться, хихикали, я инициировала борьбу, восстанавливала доступ к аккаунту и т. д., ломала голову над тем, какое же «имя домашнего животного» я могла бы вписать в качестве ответа на контрольный вопрос, и планировала в следующий приезд в Москву всё-таки дойти до офиса Вебмани.
И вот наступил уже 2013-й. Однажды, переустановив систему, я вновь вспомнила про Вебмани, привычными уже действиями восстановила к нему доступ, а заодно написала заявление на замену номера телефона, запомнила адрес офиса и включила поход на врага в план своей ожидающейся поездки в столицу. Я была настроена очень решительно и готовилась к сокрушительной победе. Но сокрушили опять меня: в офисе выяснилось, что на мой актуальный номер телефона зарегистрировано в системе Вебмани ещё сразу два аккаунта (оба тоже мои), и поэтому поменять старый номер на этот - нельзя. Потому что не положено несколько аккаунтов на один номер иметь! Хотя раньше мне это вон как-то удалось. Мне было предложено поехать домой, написать в техподдержку и приложить скан какого-нибудь документа, который бы доказал, что мой номер действительно принадлежит мне. Это бы, по идее, помогло.
Ну, ок, я крайне запасливое существо - у меня был сохранён договор с сотовым оператором со времён восстановления симки. Воротившись домой, я подготовила в электронном виде все мыслимые документы: договор с МТС, подтверждающий, что номер принадлежит мне; современный паспорт, подтверждающий, что человек в договоре - это я; старый паспорт, данные из которого указаны в аккаунте Вебмани; свидетельство о браке, подтверждающее, что старая и новая фамилии принадлежат мне. В общем, я предчувствовала, что легко не будет :)
И действительно. Получив все сканы, Вебмани оптимистично ответили мне, что они мне верят, так что я могу ввести свой актуальный номер телефона в личную информацию в своём аккаунте и пользоваться им. Только вот для того, чтобы его туда ввести, мне сначала надо было как-то попасть в этот личный раздел сайта, куда попасть можно - тадам! - только используя подтверждение с помощью мобильного телефона! Кольцо замкнулось.
В тот вечер я то гневно думала «Да они издеваются!», то безудержно ржала. Но под конец всё же собралась и написала в Вебмани одновременно и очень ехидное, и очень сдержанное письмо, где изложила всю боль свою и скорбь. На следующий день у нас была оживлённая переписка, в процессе которой Вебмани выясняли, что мне опять не так, а я продолжала настаивать на том, что не могу использовать свой старый номер телефона, чтобы войти в тот раздел, где я смогу его поменять на новый. В конце концов номер телефона мне поменяли автоматически. Я возликовала. Но опять рано - номер ещё надо было каким-то образом подтвердить! Я снова написала преисполненное тоски письмо - и Вебмани не выдержали и позвонили мне :) Усталый девичий голос спросил у меня, я ли это, писала ли я им, меняла ли я номер, и после утвердительных ответов тяжко вздохнул и сказал: «Ну всё, будем считать ваш номер подтверждённым», - и повесил трубку.
С этого момента всё наконец-то заработало, я быстренько перевела деньги с кошелька обратно в банк и уже через банк - коллеге, чтобы больше не связываться с этим Вебманями на всякий случай. А то вдруг бы теперь уже ей пришлось бы доказывать, что её кошелёк принадлежит ей и так далее..
Серьёзную мораль я не придумала, поэтому просто процитирую отрывок из текста в
«Аргументах и фактах», который недавно так удачно мне попался на вычитку:
2. WebMoney
WebMoney - пожалуй, самая популярная система электронных платежей в мире. С её помощью можно проводить расчёты между пользователями в режиме реального времени.
Страна. WebMoney является интернациональной платёжной системой, ей могут пользоваться граждане практически любого государства.
Валюта. Эта платёжная система является мультивалютной, в ней используются специальные титульные знаки WM-units (например, WMR - это рубль; WMZ - эквивалент доллара; WME - евро).
Преимущества. В WebMoney создан высокий уровень безопасности, практически исключающий взлом электронных кошельков. Весомым плюсом системы можно назвать интернациональность, позволяющую выодить и вводить деньги в WebMoney почти из любого государства. Возможность оперировать различными валютами также является аргументом в пользу этой системы.
Недостатки. Среди недостатков WebMoney следует выделить длительную регистрацию электронного кошелька. Чтобы стать участником этой платежной системы вам предстоит установить на своем компьютере или мобильном телефоне специальный интерфейс. А при потере пароля, вам предстоит сложная процедура его восстановления.
Картинка для привлечения внимания и про борьбу :)