Итак. попробую, пусть и спустя 2 недели, но всё-таки написать итоги моего 2014 года.
1. Год начался в Голландии. В компании абсолютно незнакомых мне людей в Гааге. Как-то так вшыло, что я вписался волонтёром-стажёром в один русско-голландский проект, а на новый год нам было негде жить, и нас вписали в Гагге.
на фото марроканский студент из Ляйдена и уже 2 года неработающий голландский архитектор, у которого дома +13 градусов тепла в целях экономии.
Я точно помню, что 31 декабря я был сильно не в духе. Никогда я еще не встречал новый год в таких сумбурных условиях, но сейчас я только посмеиваюсь над тем собой)
2. Затем я провёл неделю в Швейцарии, занимался нашим стендом на большом фестивале art-geneva. Непосредственно посмотрел на работу европейского арт-рынка, как происходят знакомства, продажи, продвиджение, вот это вот всё.
3.
А вот эта фотография для меня олицетворяет весь мой трёхмесячный голландский период. Тотальное одиночество и ночной Амстердам. Так как мы жили на студии там же где и работали - единственная возможность хоть как то побыть одному - это каждодневные вечерне-ночные прогулки. Это на самом деле самое крутое воспоминание - я один в чужом городе, просто хожу ночами по пустым улицам и размышляю о своей бренной экзистенции.
4.
Это мои друзья Люба и Костя. По какой-то нелепой и идиотской иронии судьбы, все 3 месяца я изнывал от одиночества и отсутствия в Амстердаме родственных душ - и только в последние несколько дней я познакомился с этими прекрасными ребятами. В конце трипа они уехали и я пожил у них в квартире неделю. Волшебное ощущение полного отсутствия рядом людей, как это оказалось прекрасно, после такого длинного периода постоянного сосуществования на маленькой площади.
5.
Закончив своё волонтёрство я поехал не домой, а на недельку заглянуд в Будапешт, там живут мои друзья Толик и Юля. Мне требовалось какое-то обнуление, и все дни я только и делал что отсыпался и потом весь день ездил на велосипеде по городу один. Как раз перед этим я купил в Амстердаме офигенный стремительный шоссейник и наваливал на нём по Будапешту как будто про меня снимают какой-то клип.
6. Пока я нахожусь в Венгрии, происходит пиздец на Украине, и в Россию я возвращаюсь в совершенно тоскливом состоянии. Самое дебильное время года, кругом только грязь, ничего не происходит, работы нет, разговоры только о политике. Я сижу дома и понимаю что сейчас что-то должно произойти, но не знаю что. Недели две в марте я вообще ничего не делал и не почти никуда не выходил.
А потом сам собой начинается какой-то очень крутой деятельный период года - я начинаю впрягаться в кучу каких-то процессов и придумываю себе очень много задач и квестов.
7. Захотелось сделать какой-то простой и понятный (и при этом полезный) "проект одного дня", и я снял небольшую штуку про наших вологодских волонтёров - больничных клоунов.
8. Свою страсть к велотехнике я удовлетворил тем, что собрал своей знакомой отличный велосипед, разруливая подходящие комплектующие по всему миру
9. Еще я открыл для себя городское катание (до этого меня интересовал исключительно маунтин байк) за всё лето было наверное 1-2 дня когда я не ездил на своём велосипеде.
10. Так как в Крым я не поехал - необходимо было как-то удовлетворять свою тягу к экстриму на месте. Я нашёл неплохой перепад высоты в близком пригороде и увлёк нескольких друзей на постройку мини-спота с пятью трамплинами (в том числе пролёткой через ручей). 2 недели времени, 5 человек и 4 лопаты оказалось достаточно чтобы накопать то что мы хотели.
11. Очень давно хотел такое снять)
12. В апреле меня позвали прочитать небольшую лекцию на Вологодском фото-форуме. Когда я к ней готовился - я понял что могу соединить то, чему меня учили в фотодепартаменте, на воркшопе в Дании - и материала получается намного больше чем на одну часовую лекцию. Через месяц я подготовил мини-курс и написал объявление в конторе, что набираю группу единомышленников, кто хочет развиваться в документальной фотографии. И набралось 10 человек! Два месяца мы встречались, я читал лекции, рассказывал о своём опыте, о подходах к съёмке, о структуре работы над проектами, показывал много серий, давал задания. Как итог, ребята сняли штук 5 интересных проектов и еще несколько неплохих стартовых съёмок. У одной девочки получилась хорошая выставка в стиле дэдпэн:
13.
Летом меня взяли на Летнюю школу русского репортёра, в группу документальной фотографии Андрея Поликанова и Татьяны Плотниковой. Работать пришлось в очень суровых условиях "есть 3 дня и один посёлок рядом, надо снять проект!" Опыт очень классный, всю неделю ты вообще не занимаешься ничем кроме работы над проектом, нет никаких отвлекающих факторов вообще - там не ловит интернет, есть столовая и есть очень мотивирующие сокурсники и преподы. Идеальные условия для погружения. Изначальная идея связанная с беженцами с Украины у меня провалилась, поэтому я снял не свойственную себе историю в стиле романтизации действительности про ферму.
14. Но и этого мне было мало. Всё лето я постепенно, комната за комнатой сделал ремонт в квартире - белые стены, деревянный пол и тому подобное. За год квартира успела принять много гостей, ко мне приезжала вышеуказанная Люба из Амстердама, вписывались фотографы Макс Шер и Данила Ткаченко.
15. Надо еще упомянуть, что весной произошло знаковое событие. У нас был фестиваль Мультиматограф, на котором на одной из лекций московского преподавателя меня просто прихлопнуло мыслью, что всё это впустую, что вот такой вот я зависимый от среды человек, что никогда мне в Вологде не хватит сил взять себя в руки и делать кино-кино-кино. Да, я без проблем могу себя обеспечить и спокойно жить так и дальше, но для какого-то принципиального творческого прорыва мне нужно что-то ещё, какая-то дополнительная стимуляция. Я в шутку сказал своему другу сашке что нам надо пойти ва-банк, всё бросить и уехать в Москву учиться в МШК или МШНК за эти сумашедшие 250000 в год и вот такие жёсткие условия заставят нас и замотивируют на 100% вложить себя в эту тему. Похихикали, пофантазировали, а видимо у обоих голова-то заработала на эту тему. И мы потом регулярно, раз в несколько недель возвращались к этому вопросу, и обсуждали какие-то варианты, будто бы в шутку, но как-то и будто всерьёз, сами не понимая, готовы ли мы.
тем не менее за лето мы еще сняли несколько роликов:
16. В середине лета я узнал про грантовые места на учёбу в МШНК и мы решили что рискнём и подадимся, типа на полную стоимость всё равно не выйдет, нет столько денег, а вот если на бесплатное возьмут - сорвёмся и поедем.
Мы подали заявки и поняли что вот оно, что мы на самом деле хотим, очень хотим поехать туда учиться. И тут начинается это ожидание, это подвешенное состояние, школа всё отодвигает и отодвигает сроки собеседований и мы 2 месяца просто ждём.
17. В октябре начинается пора разъездов, я еду на съёмку в Москву, потом у нас наконец-то происходит презентация книги датского воркшопа и открытие выставки в питере, потом первое собеседование в Москве, потом второе и потом наконец-то нам говорят - вы поступили, обоим дали грант 50% на стоимость учёбы и уже через 10 дней нам надо быть там. Вот вроде и надеялись, но всё равно это шок. То есть всё, то есть правда уезжаем из Вологды. Бросить всю свою такую налаженную жизнь, бросить все свои наработанные заказы, свою только что отремонтированную любимую квартиру, бросить своих самых близких друзей, которые составляют половину твоей жизни, бросить стремительно стареющих родителей...
на волне всех этих изменений впервые за 10 лет стригусь коротко)
18. Примерно в этот же момент, после публикации проекта про моего дедушку на фотодоке - происходит странное. Проект вдруг начинает жить своей жизнью и распространяться без чьей-либо помощи. Его начинают постить на развлекательных агрегаторах, он появляется на бигпикчер, пикабу, яплакал, фишкинет. По десятку тысяч просмотров на этих ресурсах, сотни комментариев, 14 страниц ответов на форуме. с одной стороны это очень сомнительные ресурсы, с другой - это очень здорово, когда документальный проект преодолевает вот эту закрытую фотографическую тусовку и выходит в мир, встречается с реальным зрителем, обычным человеком-недокументалистом.
19. Потом - 2 месяца в Москве. Целый месяц мотаемся по квартирам, спим на полу то у одних то у других друзей. Учёба 7 дней в неделю с вечера до полуночи. Могу точно сказать, это очень крутой опыт - отказаться от всего что ты имел, уехать и оставить и друзей, и семью, и все вещи, и свою квартиру, в которую вложено столько сил, и свою работу, и своё амплуа фотографа - и просто начать с нуля.
20. 30 декабря я вернулся в Вологду на 10 дней. И у меня нет слов. Очень сложно описать вот эти метаморфозы, которые происходят со мной. Такое ощущение, что до этого я жил 27 лет в Вологде - и мне всё было понятно, я знал как хочу жить и жил так, и двигался туда куда хотел. Потом это и привело меня в Москву. В Москве я тоже как мне казалось жил так как хотел и двигался в нужном направлении. Но потом вернувшись в Вологду меня как обухом по голове - какое-то ощущение будто только тут происходит то, что я на самом деле люблю и ценю, вот это вот человеческое между людьми, вот эта теплота, эта расположенность среды к тебе. А в Москве ведь этого не было совсем и она меня будто заморочила, я будто бы забыл о том, что я люблю и что ценю. Вернувшись сюда после каникул, я сразу опять с головой погрузился в этот ритм и этот неврозный морок. Как же сохранить себя в этом вот всём.
резюмировать год очень тяжело, такое ощущение, что его прожил не я - а три разных человека, потерянный и рефлексирующий в Голландии, деятельный и живой вологодский, и вот этот новый, московский, который будто бы и не я вовсе.