Фильмы-с-Богартом, часть 3

Aug 27, 2009 07:56

Начало:
http://users.livejournal.com/_green_mouse/49829.html
http://users.livejournal.com/_green_mouse/50426.html


"The Petrified Forest"/"Окаменевший лес", 1936. В аризонской пустыне, на одинокой бензоколонке, в обществе домовитого дедушки и пролетарского ухажера жила-была романтичная дева (Бетт Девис). Дева рисовала акварелью, роняла слезки над стихами и, естественно, мечтала о Париже. Сердцем ея владел мимохожий джентльмен с тонким профилем, без гроша в кармане, зато способный к интеллигентной беседе (Лесли Ховард, разумеется). И все оставалось в духе позднего Чехова, пока не явился act of God, он же бандюган Дьюк Монти сотоварищи, он же Хамфри Богарт в своей первой не канувшей в Лету роли. Нервный, взъерошенный, очень мрачный и очень обаятельный злодей совершенно затмил прочих мужских персонажей. И с момента его появления скучноватая старомодная пьеса все-таки преобразовалась в кино, даже заслуживающее повторного просмотра.

Его зовут Дьюк Монти, и он рука Судьбы:


PS1: Из зеркально схожего "Рифа Ларго", снятого через двенадцать лет, нам ясно, что бывает, когда хорошего парня играет не Ховард, а Богарт :)

PS2: А было бы это кино из советских пятидесятых, так сердце героини точно досталось бы простому рабочему парню с заправки :) После того, как задрипанный энтелехент явил в действии свою подлость, а коллектив осудил бы акварели и мечты о Париже как буржуазное чистоплюйство :)

"Angels with Dirty Faces"/"Ангелы с грязными лицами", 1938. Нравоучительное гангстерское кино с Джеймсом Кегни, про то, что бывает, если в детстве не делал зарядку и не смог-таки удрать от полиции. Зверски сусально, предсказуемо, даже соцреалистично. Но Кегни - очень хороший актер, а финал прошел как раз по грани между катарсисом и слезовыжималкой, словом, соцреализм не мешает.

"The Roaring Twenties"/"Ревущие двадцатые", 1939. Нравоучительное гангстерское кино с Джеймсом Кегни :) про то, что бывает, если возвращаешься с войны, а всюду безработица и сухой закон. В Союзе "Ревущие" иногда показывали под названием "Судьба солдата в Америке", как произведение, разоблачающее ужасы капитализма. Странная для игрового кино композиция, похожая на разворот в глянцевом журнале - комиксообразные эпизоды, имитирующие кинохронику вставки, - мне, однако, нравится. Кегни в амплуа преступника с остатками совести традиционно хорош, Глэдис Джордж -истинный подарок, фильм стал эталоном "гангстерского" жанра, на последние кадры следует медитировать режиссерам и операторам (они и медитируют, да).

Джим Фрезер под прицелом и примеривается пнуть по адресу Роки напольную вешалку:


Джордж Халли под прицелом и примеривается запустить в Эдди канделябр:


Два в одном, поскольку Богарт и там, и там играет практически одинаковых негодяев. Негодяи сии отличаются от прочего уголовного окружения бандитским лоском и исключительной подлостью, а в богартовом исполнении вызывают желание стереть их мокрой тряпкой, но Джима Фрезера можно запросто поменять местами с Джорджем Халли, и никто от этого не пострадает.

На сладкое Джеймс Кегни, самый известный (и самый выразительный) кинобандит старого Голливуда. Похоже, без эльфов в родне не обошлось. Ох и не толкиновские это были эльфы...


"High Sierra"/"Высокая Сьерра", 1941. Вообще-то в постсоветской массовой культуре такие сюжеты и настроения водятся на "Радио Шансон" (ну что вы, что вы, я не слушаю, это все маршрутки:)). Хороший парень пошел на дело, да и погиб низашто, через девку да собачку ейную, да продажных копов, а так парень-то был хороший, ну грабитель и убийца, конечно, зато душа добрая... Однако пятьдесят восемь лет в прошлое, десять тысяч километров к западу - и это уже можно смотреть без отвращения, ехидно хихикая в особо сентиментальных местах (и, к счастью, бандиты в Hays-code-Голливуде никогда не побеждают). А Богарта повысили с должности "гнусный злодей второго плана" до "бандит первого плана с благородными порывами". Ему предлагается сопереживать, и к концу "Высокой Сьерры" я с удивлением поймала себя на этом чувстве. И какой только картон с клюквой не приходилось играть Богги в начале карьеры, и всегда-то он выигрывал :)

Рой Эрл вдыхает воздух свободы. "Это ненадолго".


Сплошь криминальный Богги. Ничего, в следующем выпуске он будет очень, очень добродетелен - что значит уйти в главные роли...
Previous post Next post
Up