1
Погожим пятничным утром я загрузил семейство в автомобиль, и мы отправились в сторону Багратионовска. Целью поездки было местечко Грюнвальд в северной Польше, где ежегодно проводится масштабная реконструкция знаменитого сражения Средневековья. Мы поехали на одну ночь и два дня. Гостиницу в Ольштыне я зарезервировал еще в начале лета: двухместный номер в отеле с романтичным названием "Таверна Пират" на берегу живописного озера обошелся в 170 злотых. Мы планировали в пятницу погулять по Ольштыну, переночевать, а в субботу с утра пораньше отправиться в Грюнвальд. Расстояние между Ольштыном и Грюнвальдом - чуть больше 40 километров.
Для Никиты, которому 17 июля, то есть на следующий день после реконструкции, исполнилось два года, это была первая загранкомандировка. Никита, как, впрочем, и каждый ребенок, видит мир единым и неделимым, никаких границ для него не существует. В замке Алленштайн он с большим азартом играл с польской девочкой и никого языкового барьера между ними не наблюдалось. Я даже позавидовал.
Пункт пропуска "Багратионовск - Безледы" встретил нас небольшой очередью примерно из десятка машин. Я полдумал, что пройдем быстро. Но как бы не так! Застряли на добрые два с половиной часа. Особенно медленно работали почему-то поляки. Никита, молодчина, выдержал стояние при Баграте стоически, даже не пискнул.
Стоим в очереди на границе.
1
Первой остановкой в Польше мы выбрали небольшой городок Лидзбарк Варминьски. Он славится своим прекрасно сохранившимся замком из красного кирпича.
Цитадель.
Форбург.
Мост через ров.
Замок Хейльсберг возвели тевтонские братья в XIV веке для епископа Вармии. Позднее форбург (предзамковое укрепление) превратили в дворец в стиле барокко, а в наше время неподалеку появился краснокирпичный готический отель, и сейчас эти архитектурные объекты представляют собой гармоничный ансамбль. Крепость прекрасно сохранилась, - в Калининградской области сооружений подобной степени сохранности не осталось. Внутри сегодня находится музей, куда мы, увы, не пошли. Зато с удовольсвием полюбовались на четыре башенки, венчающие углы цитадели. Не знаю, согласитесь ли вы со мной, но по мне - это маленькие шедевры.
Возле замковых стен мы устроили небольшой пикник, правда, человек, ради которого этот перекус и затевался, - Никита - ел крайне мало. Больше бегал по бывшему замковому рву, забирался с моей помощью на каменный парапет и кричал "Вот это да"! при виде бурлящей внизу речки Алле (по-польски Лыны, по-русски Лавы).
2
В центре Ольштына мы попали в пробку. Это было неожиданно: Ольштын - город небольшой, пробки для него, как мне казалось, явление нехарактерное. Но дорожный ремонт спутал все карты и мы ползли от окраин до старого города больше получаса. Наконец, повернули направо, попали на улицу Балтийскую (направление на Гданьск) и вскоре были возле "Таверны Пират". Отель произвел двоякое впечатление. Он расположен в очень красивом месте на берегу водоема. Озеро поразило своей чистой водой - видимость была метра три. Только купающихся почему-то я там не заметил.
Озеро...
...и отель.
На этом преимущества "Таверны" заканчиваются. Видно, из посткризисной экономии владелец отеля совместил ресепшн с рестораном - регистрировала меня официантка. Номера давно просят ремонта, в нашей комнате оказалась поломанной тумбочка и плохо сливался унитаз. Для меня это пустяки, а Лене не понравилось.
Но главный минус не в этом. В "Таверне Пират" кроме того, что предоставляют ночлег для туристов, еще и сдают в аренду ресторан для свадеб и банкетов. В пятницу вечером там была свадьба. Поляки гудели так, что стены ходили ходуном от музыки и танцев. И вся это какофония продолжалась до 5 утра. Мы с Никитой спали, как убитые, а вот Лене не повезло. Она проснулась в середине ночи, а потом долго не могла сомкнуть глаз. А ведь спозаранку нам нужно было отправляться в Грюнвальд. Причем, чем раньше, тем лучше, ибо мы боялись застрять в кошмарных пробках. В прошлом году, например, когда отмечалось 600-летие Грюнвальдской битвы, народ ехал из Ольштына по пять-шесть часов и на реконструкцию не попал.
4
- Я ездила в Грюнвальд в прошлом году, теперь долго туда не поеду, - сказала мне сотрудница музея в замке Ольштына.
Бросив в гостинице вещи, мы, разумеется, поехали в старый город и первым пунктом программы был отлично сохранившийся орденский замок Алленштайн.
- Почему? - спросил я.
- Пробки, страшные пробки.
- Мы собираемся выезжать в девять. Успеем?
- Нет-нет! Выезжайте в восемь, - сказала музейный работник.
Потом она немного нам рассказала про замок, сообщив, что он сохранился процентов на 90. Лишь малая часть цитадели была реставрирована в начале XX века.
- Это вам не Мальборк, который восстановили почти что с нуля, - добавила женщина.
Мы погуляли по замковому двору, Никита порезвился с польскими детишками, потом зашли в кафе возле старой ратуши и там отведали журека. Его хоть и не налили в хлеб, зато он оказался вкусным.
5
Потом была шумная ночь в отеле, потом была разозлившаяся Лена, потом - отвратительный завтрак в "Таверне Пират" (безвкусный омлет и растворимый кофе!), потом мы долго собирались... Выехали в полдесятого. Без каких-либо пробок доехали до поселка Стебарк (бывший Танненберг), повернули на Грюнвальдское поле, без проблем нашли место на парковке, заплатив 15 злотых. Народу было немного. Видно, тот, кто окошмарился год назад, на этот раз в Грюнвальд не поехал.
6
Реконструкция Грюнвальдской битвы - это большой фестиваль на открытом воздухе. Эдакий военно-исторический open-air, который длится несколько дней. Только вместо выступлений поп- и рок-звезд - зрелища со средневековым вкусом: концерты старинной музыки, выступления уличных актеров, ярмарки, одиночные пешие и конные бои, бугурты (массовые бои) и такое прочее. В центре всего исторического пространства - между поселками Грюнвальд и Стебарк находится холм. На его вершине установлен памятник в честь победы союзных польско-литовских войск над армией великого магистра Тевтонского ордена Ульриха фон Юнгингена. А в нескольких метрах от мемориала работает музей Грюнвальдской битвы, где в деталях можно ознакомиться с хронологией сражения и вообще с историей противостояния Польши и Ордена.
К югу от холма в середине июля организаторы битвы разбивают палаточный городок. В нем за небольшую плату может пожить обычный турист, если, конечно, его не сильно тревожат коммунальные удобства. Потому что, как вы понимаете, горячей воды там нет. Все по-походному.
С противоположной стороны холма находится другой лагерь. И он уже не для простых смертных, а для реконструкторов - рыцарей, их прекрасных дам, сержантов, кнехтов, мечников, лучников, арбалетчиков, пушкарей и прочих. Вместо палаток здесь стоят шатры из натурального материала - точно такого же, какой был в начале XV века. Одежда на обитателях этого лагеря также из аутентичных тканей, да и фасоны костюмов стародавние. Пищу готовят эти люди на кострах, предпочитают жареное мясо, хлеб из муки крупного помола, а также пиво, сваренное по средневековым рецептам.
- Не верю, что они так все это соблюдают, - усомнилась Лена. - Наверняка кто-нибудь втихаря колбаску точит.
Обед госпитальера.
7
Рядом с рыцарским лагерем развернулась ярмарка. Продукцию здесь продают своеобразную. Например, есть несколько лавок бронников, где можно приобрести полный комплект рыцарских доспехов - от шлема и до поножей. Цена шлема в среднем - 100 евро. Рядом - оружейная мастерская, где перед зрителями мускулистый кузнец из Кракова кует двуручный меч. А подмастерье десяти лет отроду старательно раздувает меха - чтобы уголь горел ладно и правильно. Чуть в стороне торгуют средневековыми тканями. Вот где натуральный продукт и никакой синтетики! Правда, разнообразие цветовых оттенков небогатое, но так в Средние века пурпур могли себе позволить только избранные. Товаров много, покупателей тоже.
- Почем шкурка, пан? - слышу рядом русскую речь.
- 100 злотых, - отвечает продавец.
- Давай-ка за 80, мы сразу четыре возьмем.
Любители меха приехали из Центральной России, но реконструируют не воинов смоленских полков, которые участвовали в Грюнвальдской битве в составе литовской армии - это было бы логично, - а татарских всадников хана Джелал ад-Дина.
Перед воротами лагеря.
Мужика скрутил удав.
С другой стороны холма - еще одна ярмарка. Здесь более массовая продукция: сувениры, игрушки, деревянные мечи и щиты, пластиковые шлемы с рогами и без них, флажки и флаги, всякие булочки и сладости, рыцарские накидки для ребенка - превалируют белые с черными крестами (тевтонские) и красные с белыми орлами (польские). Словом, глаза от обилия всякой всячины разбегаются от Грюнвальда и до Танненберга.
Мы купили Никите деревянный мечик.
Мемориал.
А теперь ложечка дегтя. Три года назад, когда я побывал в Грюнвальде впервые, я приобрел на ярмарке прекрасных оловянных солдатиков. Мастера из Словакии отливали их прямо на глазах у публики, тут же раскрашивали. Тогда мне достался отряд пехотинцев Габсбургов XIV века, а также бомбарда с расчетом. На этот раз ничего подобного, увы, не обнаружилось. Выбор солдатиков и вообще военно-исторической миниатюры был довольно скуден, поэтому я остался без заметных покупок.
8
Незаметно подкрались три часа дня. Из рыцарского лагеря стали появляться первые отряды вооруженных до зубов латников. Гремя доспехами, прошли суровые тевтонцы, затем - литвины, следом несколько польских отрядов, хоругвь Яна из Тарново, на гербе которого изображены золотые полумесяц и звезда на синем поле, лучники с арбалетчиками… Важно проехал на скакуне в красной попоне с белым орлом сам король - Владислав II Ягайло. Вместо шлема его голову венчала корона.
- О, кроль! Дзень добры, кроль! - крикнул ему кто-то из туристов.
Гордый Ягайло не ответил. Он был сосредоточен, готовился к бою.
Любители полевых цветов.
Откуда-то с противоположной от лагеря стороны прикатили пушки. Вдалеке, на холме возле рощицы появился конный разъезд тевтонцев. Сражение должно вот-вот начаться. Тысячи зрителей, быстро заполнившие естественный зеленый амфитеатр, окружающий поле боя, замерли в напряженном ожидании.
Заиграла тревожная музыка, на поле появился ведущий с микрофоном, одетый, точно средневековый гарольд. Он начал с цитаты известного хрониста Яна Длугоша, подробно живописавшего Грюнвальдское сражение… Потом королю Ягайло тевтонцы вручили два меча, вызывая на битву, потом прогремели первые залпы бомбард - и началось. Сценарий битвы воссоздавался в малейших деталях.
Поле боя.
Залпы орденских орудий большого ущерба союзникам не нанесли. На уязвимые артиллерийские позиции ринулась литовская конница, усиленная монголо-татарскими отрядами. Ими командовал двоюродный брат Ягайлы Витовт - великий князь Литвы. Вскоре тевтонские пехотинцы были смяты. В дело пришлось вмешаться рыцарской коннице маршала Фридриха фон Валленрода. Литвины и татары натиска тяжелой конницы не выдержали и как-то нехотя - все же реконструкция, а не настоящий бой, - стали отступать. Стойко держались только Смоленские полки. Впоследствии это позволило литовцам перегруппироваться, вернуться на поле боя и во многом решить исход битвы.
На другом фланге разворачивался не менее драматичный сценарий. Хоругвь польского короля начала методично стругать в мясо орденскую пехоту, но к ней на помощь вскоре устремилась лавина конных тевтонцев во главе с самим Ульрихом фон Юнгингеном. Удар был нокаутирующим: показалось, что полякам крышка, королевский штандарт упал на землю... Однако тут на поле появились свежие польские рыцари, а кроме того возвратился Витовт со своими литвинами, и ход битвы развернулся на 180 градусов. Тевтонцы сражались до последнего, но... Исход Грюнвальда был предрешен историей. Союзники в этой битве захватили несколько десятков орденских знамен, уничтожили всю орденскую верхушку.
Гроссмейстер и его свита.
Мясорубка.
9
В реконструкции крови, конечно, не было, но сражались современные рыцари, надо сказать, на совесть. Когда на правом орденском фланге в рукопашной сошлись пешие мечники, лязг стоял такой, что перекрывал патетический голос ведущего. Что называется, мечники и латники вошли в азарт.
В какой-то момент я оглянулся и увидел, как тысячи зрительских голов захлестнула волна флагов. Были здесь и огромные двухметровые полотнища, и совсем маленькие. В основном красные - с белым польским орлом. Но хватало и бело-черных знамен крестоносцев. Показалось даже, что это не реконструкция вовсе, а очень важный футбольный матч. Финал Лиги чемпионов. Красные против белых. Польша против Тевтонского ордена. А потом я подумал, что результат известен, и у Ордена нет ни малейшего шанса. И мне стало немного грустно, потому что, признаюсь честно, всю жизнь «болел» за белых. Начиная с фильма «Крестоносцы», который посмотрел когда-то в глубоком детстве.
10
Примерно в 11 вечера мы были на границе. Перед нами не было ни одной(!) машины. Я с таким еще не сталкивался. Прошли границу за 15 минут и в полночь были уже в Кенигсберге на Прегеле.
ВИДЕО БИТВЫ РЕПОРТАЖ НА "КП"