Рим. Фонтан Треви и окрестности

Jun 06, 2011 20:39




Фонтан Треви считают самым романтичным фонтаном в мире. Он фигурирует в любовных романах позапрошлого века и в знаменитых мелодрамах века прошлого. Возле фонтана Треви назначают свидания, под мерный рокот воды - совсем не тихий, сравнимый с горным водопадом, - звучат горячие комплименты и признания в любви. Фонтан Треви, как ореолом, окружен нежными вздохами, любовным воркованием на разных языках и звуком страстных поцелуев.

Впрочем, все это ночью. С раннего утра и до позднего вечера вокруг фонтана гудит пчелиный рой туристов. Каждый из гостей Рима старается подойти поближе, глотнуть чистейшей воды из фонтана - она идет сюда из тех же источников, что и две тысячи лет назад, когда в центр Рима протянули первый акведук. И, конечно, турист должен совершить ритуал: повернуться к фонтану спиной и бросить через левое плечо монетку. Если это сделать, то, говорят, к Треви непременно вернешься еще раз. В следующий раз можно проделать то же самое - опять вернешься. В третий - снова. И так до бесконечности. Наверное, и правда - к фонтану можно возвращаться бесконечно, не надоест.

Но я там был впервые, а потому, как заправский романтик, могу сравнить встречу с Треви с первым свиданием. Самым волнующим и самым запоминающимся. Причем, встреча наша была спонтанной. Мы не собирались идти к Треви, думали просто прогуляться по центру Рима. Окончили прогулку по Большому форуму, поднялись на Капитолий, потом спустились с другой стороны и углубились в чрево Рима по окружающим Виа дель Корсо небольшим улочкам и вдруг - рокот воды где-то вроде бы совсем недалеко, через два-три квартала. Мы пошли на этот нехарактерный для города звук, к нам присоединялось все больше туристов и вскоре эта пестрая река вынесла нас на очень небольшую, забитую людьми площадь, к фонтану. Точнее сказать, - на маленькую площадь, где как бы между прочим занимался своими делами громадный мраморный Нептун и его свита - главные действующие лица Треви. И возмущенно - от такого-то количества народа! - клокотала вода.

Позже я наткнулся у Генри Мортона в его "Путеводителе по Вечному городу" на замечательную характеристику.
"Это в высшей степени характерно для Рима - упрятать романтику куда-нибудь поглубже в узкие улицы или поселить на площади, еле-еле способной ее вместить, - пишет Мортон. - В том-то и заключается особое очарование Рима, что, завернув за угол, лицом к лицу сталкиваешься с чем-то прекрасным и неожиданным, поставленным здесь столетия назад, причем явно очень небрежно, как бы между прочим. Рим - город волшебства за углом, бездумно разбросанных, забытых на обочине шедевров, что и сообщает любой прогулке азарт охоты за сокровищами".
Лучше не скажешь. На всем пути от Форума до Треви мы только и делали, что охотились за сокровищами. И находили их на каждом шагу.

Вот, например, площадь Капитолия, которая венчает вершину древнего холма. Проект площади, равно как и обрамляющих ее дворцов - Сенаторов, Консерваторов и Нового дворца - принадлежит Микеланджело.



В центре площади стоит статуя императора Марка Аврелия - единственная конная статуя, дошедшая до нас из Древнего Рима. Правда, оригинал стоит во дворе дворца консерваторов, а на площади - копия. Впрочем, от оригинала ее отличить непросто.


К жилым кварталам спускается лестница Кордоната, которую сверху венчают древнеримские статуи Диоскуров - братьев Кастора и Поллукса. Их создали в эпоху Империи.









Спускаемся с Капитолийского холма, поворачиваем направо - к площади Венеции. Видим базилику Санта-Мария-ин-Арачели. Ее построили в Средние века. Знаменита она кроме прочего и широкой лестницей из 124 ступеней, которую соорудили в XIV веке в разгар эпидемии бубонной чумы.



А чуть дальше, у подножья Капитолийского холма - остатки древнеримской инсулы (жилого дома). Здесь сохранилась фреска XII века.






И вот - еще одна  красивая лестница. Белоснежная. Она ведет к шедевру, который сотворили по римским меркам совсем недавно - в начале прошлого века. Это монумент короля Витторио Эммануила II. Сверху он весьма напоминает печатную машинку. Позже мы с Леной назначили Сереге Юрьеву встречу у Капитолия, возле конной статуи. Но он перепутал и пришел к статуе короля Эммануила, что в "печатной машинке". Заблудиться среди шедевров немудрено.






Мы пересекли площадь Венеции и нырнули в лабиринт узких улочек, чтобы познакомиться с другого рода шедеврами - гастрономическими. Рим ведь, кроме прочего, это пицца, паста и равиолли. Из множества пиццерий выбрали, как нам показалось самую достойную, сделали заказ.
- А можно пепельницу, - попросил Серега Юрьев.
Точнее он сказал:
- Гив ми эн эштрей!
Официант - седовласый строгий итальянец лет пятидесяти (высокий, с прямой спиной и орлиным носом) - отреагировал на просьбу где-то с третьего раза. То ли по английски плохо понамал, то ли осуждал курильщиков. Не знаю. Но когда он принес пепельницу, то буквально швырнул ее на стол перед Серегой.
- Грацио!
Серега побледнел. Позже я понял, что в этом жесте не было неуважения. Точно так же в Риме швыряют тебе под нос мелочь. Горсть евро и евроцентов на тарелку - дзинь! И улыбаются. Или глядят орлиным взором. Эти жесты в порядке вещей. К счастью, пиццу и пасту швырять не принято, за что мы мысленно поблагодарили официанта.
Видимо, поставив себе это в заслугу, седовласый официант потребовал у нас 5 евро чаевых, после того, как я расплатился карточкой. Это примерно 10 процентов от заказа. Для Рима такой процент в порядке вещей.

К счастью, бестактность официанта скрасили наши соседи поляки. Мужчина и женщина приехали из Варшавы, и когда узнали, что мы из Калининграда, мужчина произнес:
- О! Мы же соседи.
Он неплохо говорил по-русски.
Кстати, равиолли оказались среднего качества. Я бы сказал, ничего особенного. Пицца, по словам Лены, тоже не фонтан. Тем более не фонтан Треви. Поэтому мы вздохнули свободнее, когда покинули пиццерию и вернулись к шедеврам зодчества.

Практически каждый встреченный нами дом был похож на дворец. Зачастую он дворцом и является.


















Мы шли, шли, шли, петляли по узким улочкам Рима и вдруг оказались во внутреннем дворе.



Пересекли двор - с задранными головами, - и вскоре вышли к фонтану Треви.



Здесь жизнь бурлила, словно вода в самом фонтане. Туристы ели гамбургеры и мороженое, фотографировались, галдели на разных языках. Женщина в черной униформе раз в минуту пронзительно свистела, отгоняя свистом наиболее смелых туристов, которые пытались прыгнуть в фонтан.



Карабинер что-то долго и настойчиво пытался выяснить у молодой юродивой. Наверное, он спрашивал, на каком основании та попала к Треви. Есть ли у нее специальный разрешительный документ.



Нам с трудом удалось протиснуться к чаше, чтобы совершить ритуал. Тут-то нас и подстерегал ушлый фотограф. Он был родом, как мне показалось, из Пакистана. Фотограф был настойчив, шел напролом и в итоге раскрутил нас на две фотки, сделанные современным аналогом "Поларойда". Сюжет прост - страстный поцелуй на фоне Треви.
- Такие картинки делают все, это на всю жизнь, - убеждал нас мигрант.
Удовольствие обошлось в 5 евро за снимок.
А потом мы бросили в фонтан по монетке. Позднее я прочитал, что за сезон в фонтане Треви собирается немного-немало, а 700 тысяч евро или около того. Вот такая цена у неповторимой римской романтики.

P.S.
Римская романтика фонтаном Треви, конечно, не ограничивается. Эта, красотка, например, живет на Виа деи Тритоне.



Хотя это мелочь. Следующий раз я напишу о любви на Испанской площади. Вот это романтизм! Прекрасной даме оттуда решительно невозможно уйти без букета свежих роз.

РИМ. ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
РИМ. ПАЛАТИН
РИМ. КОЛИЗЕЙ
РИМ. БОЛЬШОЙ ФОРУМ

Рим, Римская империя, путешествия

Previous post Next post
Up