На руинах замка Фридрихштайн

Jul 28, 2010 19:26


 
Поместье Фридрихштайн. Фото из Википедии.



Руины каретной.

В середине июля удивительным образом совпали два события. В Немецко-Русском доме открылась выставка, посвященная известному в Восточной Пруссии семейству фон Дёнхоф и их фамильному замку Фридрихштайн, остатки которого находятся неподалеку от Калининграда. При этом на открытие выставки приехали из Германии представители знаменитого рода. Одновременно в рекламных газетах Калининграда появилось объявление, в котором сообщалось, что продаются бывшее поместье рода фон Дёнхоф и окрестные земли. Естественно, фон Дёнхофы посетили бывшее имение, пообщались с местным населением. И даже выразили желание приобрести свои бывшие земли. Мы отправились следом за прусскими аристократами, чтобы посмотреть на знаменитый замок Фридрихштайн и на богатые угодья, которые нынче продаются за 7 миллионов 200 тысяч рублей.

Ветер среди оконных проемов
Когда-то к поместью Фридрихштайн вела вымощенная брусчаткой дорога. Кареты прусских богатеев выбивали искру о гранит. Теперь здесь, конечно, другая дорога - выдержит подвеска не всякого автомобиля. Но все равно красиво - дорогу буквально обхватывают с трех сторон густые кроны деревьев, за которыми время от времени виднеются современные особняки.
- Здесь был парк, - рассказали нам потом местные жители. - Причем деревья были высажены поясами: вначале липы, затем буки, потом дубы. На берегу пруда даже пробковое дерево росло, но его недавно срубили.
Неожиданно дорога выскакивает на пригорок и взору открываются два довольно внушительные здания из красного кирпича.  
Когда-то в одном из них размещалась каретная имения Фридрихштайн, в советские годы здесь жили труженики сельхозпроизводства, а сегодня - это впечатляющие руины. Среди пустых оконных пролетов гуляет ветер, жужжат бронзовки с тевтонскими крестами на крыльях и порхают разноцветные бабочки. Проходим дальше и видим покосивший немецкий дом. Судя по занавескам на окнах, здание обитаемое. Стучим в дверь. Из соседнего огорода на шум выходят две козы и козел, а также парочка собак неизвестной породы. Через полминуты показывается пенсионерка. Ее зовут Валентина Ивановна Коржилова.
- Я приехала сюда в 1998 году из Азербайджана, в этих домах, которые сейчас разрушены, жили люди, - рассказала бабушка. - Но потом померли, потому что алкаши. А один из домов сгорел - рухнула крыша. Теперь вот в сохранившемся доме живут три семьи, разводим коз, сажаем овощи… Работаем!
- А где же роскошный графский замок?
- А какой замок?
- Ну, в котором немецкие аристократы жили?
- Так его нет, - говорит Валентина Ивановна. - Давно нет, его, говорят, еще во время войны разрушили. Остались еще кое-какие строения - там за мостиком. Дальше пройдите, там живет Борода, он вам покажет и расскажет все.
- Кто? Синяя борода?
- Да нет! Бородой мы кличем Виктора Алексеича, он тут управляющим работал…

Смерть красного директора
В поисках Бороды и остатков графского замка проезжаем через мостик. В низине - длинный старый дом из красного кирпича и… вместительный ангар. Уже из кирпича советского, силикатного. В ангаре с поднятыми капотами стоят несколько иномарок.
- Все понятно, - говорит фотограф. - Борода теперь перебивает номера. Места-то глухие!
Фотограф не угадал. Из ангара вышел мужчина средних лет, без бороды, но с животиком.
- Э, меня не фотографировать, вначале похудеть надо, - поприветсвовал он нас.
- Вы Виктор Алексеевич? - смущенно спрашиваю. - Бывший управляющий поместьем графов фон Дёнхоф?
- Нет, я Аркадий Васильевич, но я и правда бывший управляющий. Это мы вместе с нынешним хозяином привели здесь все в порядок. Хотим сделать туристический комплекс.
- А Борода?
- А Борода дальше живет. Он к Фридрихштайну отношения больше не имеет.
Оказалось, что когда-то давно, в советские годы, здешние земли и постройки, на них расположенные, принадлежали военному заводу в Озерках. Потом, после развала Союза, директор завода, как типичный красный директор, все приватизировал, взял себе управляющего - Бороду - и стали они вместе жить поживать да разводить во Фридрихштайне свиней. Но длилось это ровно до той поры, пока красный директор не познакомился со знойной женщиной Ларисой. Встреча стала роковой - директор бросил семью и женился на знойной.
- Она его на себя положила, - пояснил Аркадий Васильевич.
После этого директор завода умер.
- Они бухали с Бородой в бане и у директора не выдержало сердце.
Знойная женщина продала Фридрихштайн предпринимателю Юрию Тихонову из Калининграда. Тот, естественно, Бороду уволил - как участника трагической попойки в бане, - и взял себе в управляющие нашего собеседника. Они и решили превратить Фридрихштайн в туристическую Мекку.

Искусственное озеро.

Откопали… матрицу
- Почистили здесь все, отремонтировали строения. Открыли музей, там уникальные фотографии, - рассказывает бывший управляющий. - Места-то здесь очень красивые. А что у немцев было! Два искусственных озера, мельница, электростанция, роскошный господский дом.
- Говорят, его во время войны разрушили?
- Да куда там! Целехонький он стоял до 1957 года. А потом саперы из инженерного училища, которое находилось в Борисово, подорвали. А кирпич использовали для строительства разных военных объектов. Знаете, тут к Прегелю вела шикарная аллея, вдоль которой стояли скульптуры. Так эти скульптуры тоже по очереди взорвали - в качестве тренировки.
- Наверное, клады здесь богатые попадаются?
- Ничего особенного. Однажды, правда, откопали… матрицу.
- Матрицу? - ахнул фотограф.
- Ага, форму для литья. Там была гравировка «Фридрихштайн».
Сегодня на месте некогда роскошного замка, немного напоминавшего Зимний дворец в Санкт-Петербурге, а также университет в Кёнигсберге, пустая полянка, кое-где вымощенная плиткой. Трудно представить, что в этих заросших кустарниками и сорной травой местах, когда-то бурлила жизнь.

Дорогая земля
- Мы планируем превратить Фридрихштайн в настоящий туристический комплекс, - рассказал мне по телефону нынешний владелец угодий Юрий Тихонов. - Начало уже положено. Каждую неделю к нам приезжает автобус с немцами, мы им все показываем, рассказываем. Замок восстановить вряд ли получится - слишком много требуется денег, - но улучшить нынешнее состояние можно вполне.
И вот недавно Фридрихштайн посетили члены рода Дёнхоф, которые приезжали на открытие выставки в Немецко-Русском доме.
- Им было, конечно, грустно видеть эти места, - признается Юрий Тихонов.
- А купить родовую землю не планируют? В газетах вон объявление появилось?
- Продается не совсем эта земля. Рядом. Но, говорят, фон Дёнхофы вначале заинтересовались, но потом отказались - дороговато. 450 тысяч рублей за гектар получается.
Увы, но судьба замка Фридрихштайн типична для самого западного региона России. Когда-то на территории нынешней Калининградской области насчитывалось несколько десятков господских домов, многие из них были настоящими шедеврами архитектуры. До сегодняшнего дня дожили единицы. Хорошо еще, что находятся энтузиасты, подобные Юрию Тихонову и его коллегам, которые пытаются что-то сохранить и даже восстановить.
- А то нашим внукам вообще ничего не останется, - вздыхает Тихонов.

На этом месте находился замок.

ЦИТАТА
«Когда я думаю о лесах и озерах Восточной Пруссии, я уверена, что они по-прежнему столь же несравненно прекрасны, как и тогда, когда они были моей родиной. Возможно, это и есть высшая форма любви: любить то, что тебе не принадлежит».
(Графиня Марион фон Дёнхоф)

Кенигсберг, Калининград, Восточная Пруссия, путешествия

Previous post Next post
Up