Тут набирает популярность новость, что Олег Сенцов, украинский режиссёр, которого Россия арестовала и держала в заложниках в течение пяти лет, сказал, что украинцы и россияне - братья.We Russians and Ukrainians are kindred peoples, we're essentially brothers with few differences between us.
Естественно, что-то тут не то, и попахивает выдёргиванием из контекста. Почитал я
исходное интервью, по поводу которого у меня две мысли.
Во-первых, действительно важен контекст, в котором преподносится та или иная фраза. Почему вообще у украинцев существует неприятие фразы "мы же братья"? Потому что помимо констатации совершенно очевидного факта исторической и языковой близости народов, за ней часто следует "поэтому мы должны жить вместе". Т.е. описательное утверждение используется в качестве обоснования нормативного утверждения. Не знаю, кому конкретно нужно сказать за это "спасибо", но кажется, что эта связь существует на рефлекторном уровне, как у россиян, так и у украинцев. На самом же деле никакой связи между этими утверждениями нет: вот это "поэтому" ниоткуда не следует, и никакого "должны" не существует.
Если почитать Сенцова, он как раз такую связь и не проводит. Он просто констатирует исторический факт, что между нашими народами мало различий. И на основании этой малости он делает предположение, что воспринимаем окружающую реальность (в частности, относимся к власти) мы также схожим образом. А дальше он говорит то, ради чего он и упомянул про братские народы. Что несмотря на такую близость, украинцы и россияне совершенно по-разному воспринимают власть и события в своей стране. I had spent time at the Maidan protests (in the winter of 2013-2014 in Kiev) and thought that Putin's system, with its iniquities and barbarity, would soon collapse -- that the people wouldn't take it anymore and that a revolution was coming. We Russians and Ukrainians are kindred peoples, we're essentially brothers with few differences between us. I myself have a Russian background. But with each year in prison, I understood with increasing clarity that the people are completely indifferent to what is happening in their country.
Другими словами это совершенно разные утверждения:
Пропаганда: мы братские народы => мы должны быть вместе (под руководством Москвы).
Сенцов: мы братские народы => мы, предположительно, воспринимаем мир одинаково - но, оказывается, что мы воспринимаем мир по-разному.
Второй момент я уже частично отмечал
недавно. Сенцов говорит, что несмотря на то, что люди считают, что государство им постоянно врёт, они тем не менее уверены, что то, что им рассказывают про другие страны ("везде так же, как и у нас"), - правда. They have distanced themselves from the state and think: We can't change things anyway. Even after 20 years of Putin, they haven't even realized that he might actually be the problem. They consider poverty to be normal, along with the fact that the state cares little for them, that it constantly lies and that both the police and the courts are corrupt. When I tell them that there are countries in Europe where things are completely different, they don't believe it. "In America, it's just the same," they'll tell you, even though they've never been to America and have only heard about it from Russian television. This indifference is combined with a kind of imperial ambition, with pride in some sort of foreign policy success that doesn't help you one bit back home in Yakutia. It is a terrible mixture of aggression and passivity.
There was no open aggression against me as a Ukrainian. Such a thing would violate the unwritten code of conduct in prison. But beneath the surface, I could feel a certain antipathy anyway. People see you as someone who is against Putin, and thus against Russia and in favor of the fascists and the khokhly (a derogatory term for Ukrainians, referring to the traditional haircut worn by the Cossacks).
Это то, что называется "обратным карго культом": уверенность в том, что в других странах самолёты тоже из говна и соломы, просто они лучше притворяются. Не знаю, осознаёт ли это Сенцов, но я считаю это парадоксальным: люди не верят государству во "внутренних" вопросах, но верят во "внешних". Люди дистанциируются от государства во "внутренних" вопросах, но отождествляют себя с государством во "внешних".
This entry was originally posted at
https://glav.dreamwidth.org/682479.html. Please comment there using
OpenID.