Критика, писательство, журналистика. Ремесло

Apr 23, 2013 16:01

Здесь Леонидом Бершидским (главный редактор “Ведомостей”, Smart Money, Slon.ru) постепенно пишется книжка про журналистику и редакторство:

ПРЕДИСЛОВИЕ http://remeslennoe.tumblr.com/post/48038124993
У Сергея Довлатова тоже есть книга под названием “Ремесло”. Она начинается словами “С тревожным чувством берусь я за перо”.
Моя тревога - о том, что за разговорами на тему “быть или не быть” мы забываем о простых вещах, без которых ответ “не быть” становится единственным, как ни крути.
В этой книге не обсуждается будущее, потому что оно поливариантно. Теория вероятности, моделирование многофакторных систем - удел ученых. А здесь речь пойдет не о науке, а о ремесле, по сути таком же, как сапожное дело или, скажем, игра на скрипке. Есть множество способов сделать красивую и удобную пару туфель или блестяще исполнить концерт Сибелиуса. Но все эти способы стоят на прочной, простой основе, которую и называют ремеслом. Если сапожник начнет забивать в подошву пятидюймовые гвозди, он наделает дырок в пятках клиента. Как писал Леопольд Моцарт в трактате “О фундаментальных принципах игры на скрипке”, если не прижимать инструмент подбородком, “он будет выпадывать”.

1. РЕМЕСЛО, А НЕ ПРОФЕССИЯ http://remeslennoe.tumblr.com/post/48189190990/1
В журналистику мало кто из настоящих звезд попадает “стандартным” путем - через журфак. У великого Эда Мерроу (см. фильм Good Night and Good Luck) не было журналистского диплома: в колледже он специализировался на ораторском искусстве - да, такая специальность была в те блаженные времена. У легендарной Анны Винтур (см. фильм The Devil Wears Prada), хоть она и дочь главного редактора ежедневки, вообще никакого диплома нет: работать она начинала в бутиках, а в Vogue попала редакционной ассистенткой. В постсоветской Москве лучшие главные редакторы тоже никогда формально журналистике не учились.
Есть, конечно, исключения. Блестящая Эвелина Хромченко, не только создавшая русский L’Officiel, но и дублировавшая главную героиню в фильме про дьявола и Prada, окончила журфак МГУ, да еще с красным дипломом. Леонид Парфенов учился журналистике в Питере. Евгения Альбац, прославившаяся фразой “Вон из профессии” в адрес журналистки, выступившей с посмертной критикой Анны Политковской, - выпускница журфака МГУ.
“Я убежден в ремесленной природе основной контентной специальности - журналиста/репортера. По-моему, это не та профессия, которая требует глубоких теоретических знаний и знакомства с фундаментальными процессами языка, культуры и литературы. Это несколько наборов ремесленных знаний - “делай раз, делай два, делай как я” - и, кстати, еще и жесткая система ремесленных ограничений и этических правил-аксиом. В режиме ПТУ у работающего станка научить им в разы проще и в десятки раз полезнее, чем в аудитории вуза”.

2. ЗАЧЕМ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ (первая часть главы) http://remeslennoe.tumblr.com/post/48608411503/2
Организация Internews, когда-то работавшая и в России, но изгнанная орками, когда Москва начала превращаться в Мордор, пока присутствует в Киеве и пытается там обучать молодых журналистов правилам ремесла. Перед одной из недавних программ ее участница, 21-летняя студентка 4-го курса журфака, так отвечала на вопросы анкеты:
- Какой ты себя видишь в 30?
- Iду я уся така гарна по редакцii, i костюмчик на менi брендовий, i сумочка також… А в головi теж 17-ти рiчне дiвчисько, яке любит пригоди, подорожi, але тепер ще iз cобою тащить дiточок та чоловiка…
- Почему ты решила выбрать профессию журналиста?
- На журналiсточку мене пiдштовхнула доля, саме вона не дала поступити менi в унiверситет Карпенка Карого на таку омрiяну артисточку, а залишила у Черкасах на бiльш практичну, але не менш цiкаву журналicтику.
Думаете, что у вас есть способности к журналистике? Мне кажется, тут важно отдавать себе отчет, какие именно. И отсутствие каких вам придется с кровью и зубовным скрежетом преодолевать.

Леонид Бершидский. «Ремесло», 2013.

lenta.ru, автор и читатель, slon.ru

Previous post Next post
Up