О смерти животных

Mar 04, 2010 23:45


Мы сегодня усыпили нашего кота Ваську, который прожил почти 17 лет. За последние месяцы весь исхудал. А в последние дни более ничего не ел, изо рта появился резкий запах гнилости. Сводили к ветеринару, сдали анализы крови... ряд показателей превышен в разы, иммунная система села, общая интоксикация. Диагноз - острая почечная недостаточность + посаженная печень + панкреатит. Лечение в таком возрасте бесполезно. Единственный выход было дать животному спокойно умереть без мучений...

Укол Васька перенёс легко, быстро и безболезненно заснул. Мозг уже отключился, но сердце ещё пока билось, а я стоял рядом и в поледнюю минуту поглаживал его за ухом, как он это ранее всегда любил. Глаза мои сами по себе прослезились, душа встрепенула, смерть причастного человеческой любви животного ею не принимается как несоответствующая изначальному замыслу Божию о мире, она отражается в ней неестественностью, возникшей после, когда человек согрешил пред Богом и вся тварь потому покорилась суете, рабству тления ради подпавшего тлению человека (Рим. 8:20-22). Такой жизненный опыт, который испытывается в такие минуты, камня на камне не оставляет от всех тех голых умствований, которые пытаются представить тление и смерть как инструмент Божиего творения, входящие в изначальный замысел Божий о мире. Против такого мнения здесь уже вступают в полемику не только свидетельства слова Божиего и святых отцов, но и сам опыт жизни. Ведь как говорил свт. Григорий Палама, "всякое слово борется со словом, но какое - с жизнью?"

Но сейчас я хотел бы изложить свои размышления не о том что было вначале с тварью, а о том что будет с нею в конце, ибо такие мысли занимали меня сегодня. Достаточно ясным и определённым в православном вероучении является утверждение о том, что бессловесная тварь не обладает бессмертной душой, что она, будучи плотью, плотской же душою и обладает, которая разрушается вместе с телом и обращается в прах земной. Это одна из истин, различающая бессмертного человека и смертное животное, ибо человек сотворён по образу и подобию Божиему, а потому имеет личное бытие и, как одно из важных природных свойств его, - самосознание. Бессловесные же твари сотворены "по роду своему", а потому и бытие их не личное, а родовое. Не имея личного бытия, они не имеют ни самосознания, ни личного бессмертия. Животное не способно сознавать себя, потому что не может возвыситься над своей природой, но вот сознавать другого наиболее развитые вполне могут. Не имея личного самосознания, они имеют психическое сознание. Не зная себя, узнают другого. Кот или собака не знают кто они, но они знают кто их хозяин. Но приобщаясь к человеку, они ведь приобщаются и к человеческому самосознанию, а потому обретают уже не только одно родовое бытие, но изымаются из него и вовлекаются в личное бытие человека, очеловечиваются, а это личное бытие бессмертное. Не следует ли отсюда, что и животное через человека способно приобрести бессмертие, не как имеющая его по природе, а как причастное к иному бессмертному бытию. Но и человек тоже ведь не имеет собственного бессмертия, а лишь посколько он причастен к жизни Божества. Человек обоживается и это движение бесконечно, ибо по природе он никогда не станет Богом, но и тварь тогда очеловечивается и это движение также бесконечно, ибо тварь по природе никогда не станет человеком. Но как тварь обретёт эту вечную жизнь, если она уже обратилась в прах и её сознание исчезло? Можно ответить на этот вопрос так - когда будет всеобщее Воскресение плоти и преображение Вселенной. Не трудно ли Богу воздвигнуть из праха земного не только человека, но и меньшую тварь? Нисколько. Но, впрочем, лишь то имеет смысл воздвигнуть, что было причастно любви человеческой ещё здесь на земле, ибо любовью тварь изымается из родового бытия и приобщается к человеку. В человеке она и воскреснет и узнает своего хозяина, хотя себя и не будет знать. Воскреснув же в нетленном человеке, и сама будет иметь нетленную плоть, чтобы вечно насыщаться любовью человеческой, которая насыщается любовью Божественной. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) о подобном писал так: "Но только ли человек наследует бессмертие? Великое слово Се, творю все новое относится, конечно, не к одному человеку, а ко всему творению, ко всякой твари. Мы говорили уже, что дух животных, хотя бы и самый малый начаток его, дух жизни, не может быть смертным, ибо и он от Духа Святого. И у животных дух связан с телом, как у человека, и поэтому есть полное основание ожидать, что и их тела будут существовать в новой природе, новом мироздании после гибели нынешнего мира. Об этом говорит и апостол Павел в 8 главе послания к Римлянам (8, 19-22): Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, - потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне. Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило всех судеб мира, и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил ее, подпала суете, нестроениям и страданиям. И для нее есть надежда, что в день прославления всех праведных, искупленных Христом от рабства тлению, она и сама будет освобождена от страданий и тления, то есть станет нетленной. В новом Иерусалиме, новом мироздании и животным будет место; там не будет ничего нечистого, и новая тварь получит древнее оправдание и освящение Словом Божиим "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт. 1, 31) Конечно, бессмертие не будет иметь для твари того значения, как для человека. Ее примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении новой светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять ее. Ему будет цельно и гармонично в будущем новом мироздании, и всякой твари найдется место в нем." [Дух, душа и тело. Гл. 9].


А вот и сам Васька:

Previous post Next post
Up