О внутреннем слове

Mar 08, 2007 04:42


У святых отцов часто можно встретить представления о триедином устройстве души (душа, разум, дух) как об одном из аспектов отражения в человеке образа Триипостасного Божества. Вот, например, одно такое рассуждение прп. Анастасия Синаита:

«Но давай перейдем к самому важному, что составляет "по образу и по подобию", чтобы показать, согласно обещанию, единое Божество в Троице. Что же это такое? Ясно, что это есть опять же душа, ее мыслящий разум и ум, который Апостол назвал духом, когда увещевал нас быть святыми душой, телом и духом (1 Фес. 5, 23). Ибо душа является нерожденной и беспричинной во отпечатление нерожденного и беспричинного Бога и Отца, но не является нерожденным ее мыслящий разум, неизреченно, незримо, необъяснимо и бесстрастно рожденный из нее. Ум же не является ни беспричинным, ни рожденным, но есть исходящий, проникая во все и все рассматривая по образу и по подобию Всесвятого и исходящего от Отца Духа, о Котором говорится: "Дух все проницает, и глубины Божии" (1 Кор. 2, 10). Душа не является исходящей до тех пор, пока она пребывает в теле, ибо если бы она была таковой, то мы бы умирали в одночасье. А разум наш не является нерожденным, ибо в подобном случае мы были бы неразумными и подобными скотам.

Но наиболее необычное из всего этого необычного есть то, что душа наша - проста, ум - единичен и несложен, а разум - двойственен, обладая двойным рождением и сохраняя в то же время единство и неделимость. Ибо он рождается в сердце неким непостижимым и нетелесным рождением и пребывает внутри него неведомым; и он же рождается посредством уст и тогда всеми познается. Однако при этом он не отделяется от породившей его души, дабы мы, через два рождения нашего разума, ясно познали, по некоему образу и подобию, два рождения Бога Слова. Ведь Он незримо, необъяснимо и непостижимо родился прежде всех век от Отца и был неведом, пребывая, словно в некой душе, у Отца до тех пор, пока, как из некоего сердца, не был непорочно и безболезненно рожден от Святой Девы "по плоти" (Рим. 9, 5) и не явился в мире, не отделившись при этом от отеческой и сокрытой сущности родившего Его Отца. Так что в единстве бессмертной и мыслящей сущности нашей души, словно в образе, были показаны некие три ипостасных свойства: нерожденность души, рожденность разума и исхождение духа или ума». [Прп. Анастасий Синаит. Три слова об устроении человека по образу и подобию Божиему. I, 3]

Но что интересно, при том что наш разум, это внутреннее слово, представляет собой образ, некое отпечатление Бога Слова, то в отражении на нравственную плоскость это буквально означает, что всякое неподобающее движение разума, каждое праздное слово, рожденное в душе, буквально приводит к замутнению этого образа, как если бы наносить постепенно пыль на чистейшее зеркало. В этом контексте становятся более понятными слова Христа: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12:36). И с другой стороны, через очищение своего слова, рожденного в сердце, своего разума, человек буквально очищает образ Божий в себе и достигает совершенства, как написано: Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. 3:2).
Previous post Next post
Up