ПИТЕР ЛЕВИН, Московский психотерапевтический журнал, 2003 г., № 1
Процесс исцеления травмы во многом схож с процессом ее предотвращения (см. “Первая помощь при несчастных случаях и падениях”). Однако для проработки закрепившейся травматической реакции может потребоваться больше времени. Начните с вовлечения вашего ребенка в травматический материал. Напомните ему о событии, попросив его рассказать о нем или нарисовать к нему картинку. Если вы не знаете, что вызвало травму, или если у ребенка не сохранилось сознательных воспоминаний об этом, не стоит беспокоиться: ключ к исцелению находится в энергетическом содержании опыта, а не в самом его содержании. Если ребенок часто играет в одну и ту же игру, используйте это как доступ к травме. Можно с уверенностью предполагать, что ваш ребенок вовлечен в травматический материал, каждый раз, когда его поведение говорит о наличии травмы (P.Levine, 1994). Затем помогите ребенку сфокусироваться на телесных ощущениях, мягко спрашивая его о том, как он себя чувствует “в теле”. Используя его слова, повторяйте каждый ответ в форме вопроса и делайте продолжительные паузы перед каждым высказыванием. Это позволит ребенку восстановить связь с исцеляющими импульсами, идущими от мозга рептилий. Если появятся дрожь или другой телесный ответ, то обязательно подтвердите их правильность, так как они являются эффективными способами разрядки. Помните, что данный уровень переживания не затрагивает мыслительный процесс, все происходит на уровне ощущений, и что изменения будут происходить медленнее, чем в повседневной жизни. Постарайтесь воплотить такие качества, как мягкость, бережность, медлительность, отказ от думания, в своей манере поведения и в тоне голоса. Чтобы помочь ребенку поддерживать связь с этим уровнем переживаний, удерживайте все внимание сфокусированным на физических ощущениях, поощряйте его бережно обращаться с собой, не спешить, и обеспечьте безопасную, стабильную среду, соответствующую его представлениям о комфорте (которые могут отличаться от ваших).
Будьте особенно внимательны к трем моментам.
Во-первых, к появлению любого признака облегчения и раскрытия. Используйте эти свидетельства завершения как ключ к дальнейшему продвижению. Если вы обнаружите, что продвинулись слишком быстро, не волнуйтесь. Что облегчает работу с травмой, так это тот факт, что у вас всегда будет в запасе и второй шанс…и третий… и еще столько, сколько вам потребуется.
Во-вторых, внимательно наблюдайте за любыми признаками того, что в обыденной жизни ваш ребенок слишком возбуждается или огорчается. За время, прошедшее с момента события, повлекшего травму, его нервная система могла таким образом организовать излишнюю энергию, что ее высвобождение может вызывать у него временный испуг. Чтобы помочь ребенку справиться с возникшей перегрузкой, попробуйте отвлечь его внимание замечанием по поводу чего-нибудь, находящегося в комнате, - любимой игрушки, или каким-либо занятием. Когда к нему вернется спокойствие, вновь обратите его внимание на телесные ощущения. Или, если вам это кажется более уместным, примите решение вернуться к работе в другой раз.
В-третьих, следите за появлением признаков усталости. Несмотря на то, что ощущения трудно уловимы, они могут вызвать глубокие и вместе с тем истощающие изменения в нервной системе ребенка. Не пытайтесь ускорить “течение реки”: если ребенок устанет, остановитесь и предложите ему отдохнуть или вздремнуть. Будьте готовы находиться поблизости на случай, если он почувствует себя беззащитным. Спустя некоторое время начните новую процессуальную сессию. Если он все еще чувствует усталость, отложите продолжение работы до следующего дня.
Когда вы работаете с ребенком, постарайтесь не делать умозаключений по поводу случившегося с ним. Подобные размышления активируют более развитые отделы мозга, что не позволит вам оказать ему именно ту поддержку, в которой он в данный момент более всего нуждается. Вы всегда сможете проанализировать ситуацию попозже. Одно предупреждение: Если вы подозреваете, что ваш сын или дочь могли подвергнуться сексуальному насилию, то обязательно обратитесь за профессиональной помощью для вас обоих. Травма бывает загадочной и пугающей главным образом потому, что ее плохо понимают. А понимают ее плохо потому, что слишком часто подходят к ней на уровне более абстрактном и в некотором роде не соче-тающимся с тем невербальным миром, в котором она развивается. Секрет в том, чтобы найти доступ к примитивным посланиям мозга рептилий; все остальное не сложно.
Представьте, что травматическое переживание ребенка - пруд с водой, который удерживается стеной из грязи на склоне холма. Если вы проковыряете дыру в этой стене, то вода потечет вниз по склону холма. Если для той избыточной энергии, признаки которой выступают в возбужденном состоянии вашего ребенка, будет хоть какая-нибудь дорога, чтобы “стечь вниз по склону”, - она потечет. И если она получит возможность течь в количествах, с которыми можно справиться, то результатом, несомненно, будет исцеление. Верьте в “излияние”!
Перевод И.В.Воробьевой
ЛИТЕРАТУРА
Levine P. Understanding Childhood Trauma. Mothering. 1994, p.49-54.