Можно создать что-то великое. Вот так запросто я говорю эту фразу «создать что-то великое». Итак, можно создать что-то великое. Но, к сожалению «великое» появляется на нашей планете крайне редко.
Можно создать что-то новое. Что-то такое, чего еще никогда не было. Но, не будем говорить банальностями.
Итак, новое. И великое. А может быть и не великое, но новое.
Есть такие люди, которые априори создают прекрасное. По крайней мере, в моих собственных глазах. Не буду претендовать на великого критика искусства, но для себя я выделяю таких людей. Например, Энди Уорхол. Он - прекрасен, все, что он делал - прекрасно, все, к чему он прикасался - прекрасно. К сожалению, почти все, что он создал, экспонируется в США. И поэтому нельзя было не воспользоваться шансом увидеть его видео-работы. Конечно, можно поискать и на DVD, но ведь это же совсем другое!
«Живые портреты» - на мой взгляд, идеальное название. Представьте себе фотографию, которая может двигаться и говорить. Представили? И что же вы скажите: зачем нам дурят голову? Живым картинкам уже столько лет! И мы знаем, как это называется - кино! И вы будете правы, ведь живым картинкам дали имя. Но, вся проблема в том, что это не кино! Можно включить камеру и украсть кусочек от мозаики реальности, и не сделать кино, фильм, или как это еще назвать. Уорхол кино не делал. Он делал живые картины.
Мне кажется, что именно здесь возникают «трудности перевода». Большинство тех зрителей, которые выходили из Музея современного искусства с возгласом: «Это не искусство» по привычке воспринимали эти работы, как кино, но, я еще раз повторяю: это не кино! Это те самые «живые картинки».
Если бы Уорхол просто сфотографировал своих моделей, и потом по всем залам развесили бы фотографии тех самых людей в тех же самых ракурсах - то готова поспорить все бы восхищались бы его прекрасными портретами. Но, Уорхол не был бы Уорхол, если бы не был одержим идей повторяемости - сотня Мэрлин Монро и Элвисов, и никак не меньше, и все на продажу! Камера упрощает задачу - мы получаем все так же много одинаковых статичных изображений (считай полотен) и можем смотреть их в несколько раз быстрее. Так, что Энди «экономит» зрителю время. Вместо миллиона лиц - все одно, зато какое! Живое! Причем, живое в самом что ни на есть прямом смысле - ведь многих из его «актеров» уже давно нет в живых. Эпоха подобно Кроносу поглотила своих детей: «sex, drugs and rock’n’roll» и дальше по списку.
И вот теперь, смотрим в их лица - непроницаемые, поражающие своим спокойствием или наоборот, растерянные, немного нервные. И ничего больше не надо. Лица. Просто Лица. И не важно кто - великий Дали или уже забытые модели, вроде Дониале Луны или Энн Бьюнкенен. Кстати, последняя, не может не поразить даже самого закоренелого противника современного искусства. Сначала такое немое безмоциональное лицо, взгляд точно в камеру, а потом слезы. Вот и все. И в этих слезах есть все - вся она, все ее поколение. Но, это было давно и «неправда», разве не так?
Я могла бы еще очень много всего написать о Энди Уорхоле, хватило бы на целую монографию, но, «не сегодня, может быть завтра». Настоящую рецензию, а не такие слова-словушки. Поэтому не воспрнимайте серьезно, это всего лишь немного размышлений. Мне как-то слишком грустно и слишком пусто этим вечером. И Уорхол тут совсем не причем. Поделюсь лишь еще одним моментом.
Когда мы бы на выставке, она из работ (кстати, очень известная) не работала. Она была «выключена». Мы попросили включить нам ее, что работники музея, конечно, сделали. Но, меня эта история навела на мысль, о такой нематериальной, «виртуальной» природе подобно искусства. Оно «как бы» есть. Но, его, «как бы» нет. Его можно просто выключить.
А это небольшой ролик в нагрузку, чтобы было понятно о чем речь. Проморолик к DVD, где на работы Уорхола наложили музыку. Хороший ролик.
Click to view