«Опавшие листья» Аки Каурисмяки

Feb 12, 2024 22:07



Работы немногих режиссеров я знаю в такой полноте, как фильмы Каурисмяки. Они пересмотрены многократно, практически на каждый из них написаны отзывы, а в моем Спотифае есть отдельный плейлист с музыкой из фильмов Каурисмяки.

Мне всегда в бОльшей степени были интересны ранние фильмы: "Гамлет", "Преступление и наказание", "Юха", "Татьяна, береги свою косынку". Но в каждом новом фильме из следующих за ними находилось нечто новое, иная грань, дополнительный штрих, нечто еще не упомянутое.
Но вот "Опавшие листья", как никакой другой фильм Каурисмяки, полон самоцитирования, повторений, отсылок к предыдущим фильмам и отсутствием этих новых граней.
Итог просмотра - окунулась в мир Каурисмяки, еще раз прикоснулась к чужой любви. Нет, нам не всегда нужна новизна, чтобы испытать затертые от повторения чувства. Как выясняется, дорога от одной привычной точки до другой иным путем, по другим узнаваемым задворкам, может быть как путешествие в неведомую страну.

Эта заметка не претендует на то, чтобы быть полноценной рецензией, я лишь отмечу некоторые запомнившиеся моменты.

Как я уже сказала, самоцитирование в этом фильме возведено в прием. Куски мяса на кассе в начале фильма безусловно отсылка к "Преступлению и наказанию", но здесь они работают иначе. Мир вне мира героев кровав. Эти ужасные сводки о войне по радио, это мясо, горы мяса, эта невидимая электричка. Внутри же, в пространстве наших героев, он прост и понятен, несмотря на свою скудость и безнадежность.

В "Преступлении и наказании" разделка свиных туш сопровождается "Серенадой" Шуберта ("Ständchen")в исполнении Харри Мартсио.
В новом фильме "Серенада" тоже звучит, но в более традиционном исполнении. Вообще песни из фильма можно добавлять в плейлист не задумываясь - Каурисмяки знает толк в финском роке.

Не упустил он и шанса проиллюстрировать наиболее трагические моменты фильма любимыми отрывками из Шестой симфонии Чайковского, как в фильме "Татьяна, береги свою косынку".

Два друга, идущие в караоке, наряжаются с такой же тщательностью, как Валло и Рейно из "Татьяны".

Алкоголь и табак в этом фильме, как и во многих предыдущих - неотъемлемый символ бесприютной жизни его героев. Алкоголь и табак - это верные спутники и самого Каурисмяки, он не отказывал себе в них даже на фестивалях в публичном пространстве. И то, что главный герой в фильме в конце концов открещивается от водки, которую он хлестал из горла, как герой Матти Пеллонпяя из "Татьяна, береги свою косынку", возможно, говорит нам о каких-то переменах в мировоззрении самого автора.

Вообще сходство с "Татьяной" так велико, параллели так сильны, что поневоле сравниваешь и героев. Типаж тот же. Да, Кати Оутинен постарела, и ее место заняла Алма Пёюсти, и вместо Пеллонпяя - Юсси Ватанен. Но это те же слабые скошенные подбородки, невыразительные лица, не исправленная макияжем кожа. Но это все так же прекрасные актеры, которых выбирает Каурисмяки. И их игра всегда очень тонка. Их лица отражают их чувства. Стертые, робкие, неуверенные. Каурисмяки любит своих героев. И мы не можем не разделять его чувства.

К тому же "Татьяна" часто позиционируется как комедия. Да, в этом фильме много смешного, но это, скорее, трагикомедия, или драма, но темперамент героев, их неумение выражать свои чувства превращает фильм в комедию. На самом деле у Каурисмяки, пожалуй, нет откровенных комедий, кроме "Ковбоев", но если относить к этому жанру "Татьяну", то и "Опавшие листья" придется тоже считать комедийным фильмом. Да, тут комично неумение героев наладить сколь-нибудь приемлемые отношения между партнерами, на работе, с окружающим миром. У меня самой не получается над этим смеяться.

Это люди с социального дна. Необразованные и потому вынужденные довольствоваться неквалифицированной случайной работой.
Мир, в который их помещает Каурисмяки, утрированно беден, он обшарпан, он устарел. Да, в современной Финляндии, возможно, есть еще такие дворы, как тот, в котором живет героиня, есть такие заводы и стройки с бездушными жуликоватыми начальниками (для человека без профессии мир прорабов кажется именно таким). Но все же быт в фильме неестественно убог. Что удивительно, это не выглядит пародией. Это мир, отраженный в душах наших героев. Он так безнадежен, бесцветен, обшарпан, потому что он им кажется таким. Каурисмяки не преувеличивает и не привирает. Он просто показывает нам мир героев их глазами.

Цветовая гамма фильма очень типична для режиссера. Простые цвета, я бы сказала, тривиальные незамысловатые цвета отражают настолько же незамысловатый мир героев. Это просто синий, просто желтый и просто красный. А вовне - черный, белый и серый.

Сюжет фильма можно пересказать двумя фразами. В этом исполнении он мало отличается от сюжетов нескольких других фильмов автора. Два нелепых человека случайно встретились, и любовь поразила их, как молния. Судьба не благоволит неудачникам, поэтому им надо преодолеть трудности, чтобы оказаться вместе.
Расхожий сюжет.

В какой-то момент Холаппа приглашает Ансу в кино. Они смотрят фильм Джармуша про зомби. Звучит первая фраза с экрана: "Все это время они были зомби, и вдруг...". Да, это история про них. Два человека, живущих на случайные заработки, не имеющих ни перспектив, ни надежд, ни просвета в жизни, ни смысла жить вообще, вдруг оказываются связаны между собой. Как развивается эта любовь, желающие могут посмотреть сами.

Несмотря на то, что я не раз сказала, что этот фильм, по сути, не имеет никакой новизны, как предыдущие фильмы Каурисмяки, а является воплощением его главного сюжета (как стареющий человек продолжает настаивать и повторять главные для него вещи), я его рекомендую для просмотра, потому что это очень важно, что бывают фильмы, где безнадежность переплавляется в надежду, и вы возвращаетесь в свой собственный мир, согретые неизвестно откуда в этой тьме взявшимся светом.



Каурисмяки

Previous post Next post
Up