Наконец-то подробный рассказ о Павловском вокзале, который был концертным залом в 19-м веке. Давно хотел уяснить для себя где это И. Штраус развлекал петербургскую публику.
Originally posted by
babs71 at
Павловск. Павловский вокзал. В одном из уголков Павловского парка можно увидеть камень с прикрепленной к нему доской. Камень отмечает место, где когда-то стоял Павловский вокзал. Хотя само здание вокзала не сохранилось, оно сыграло заметную роль в истории русской культуры. Даже само слово "вокзал" в его современном значении большой станции, пришло в русский язык благодаря Павловскому вокзалу.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/369087/51667439.7c7/0_12eb71_11c109c5_XL.jpg)
Создатель Царскосельской железной дороги Ф.-А. фон Герстнер в "Записке о выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск", поданной на рассмотрение Николая I 6 января 1835-го года писал: "В конце дороги устроится новое Тиволи, прекрасный воксал: он летом и зимою будет служить сборным пунктом для столичных жителей". Под вокзалом здесь подразумевался зал для увеселений (само название происходит от известного зала для увеселений Vauxhall под Лондоном).
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/508985/51667439.7c7/0_12eb75_ad9ca611_XL.jpg)
16 марта 1836 года Правление общества Царскосельской железной дороги объявило конкурс на составление проекта здания "воксала гостиницей для пристанища и удовольствия публики", где приехавшие в Павловск по железной дороге жители Петербурга могли бы получить "приятный отдых и разумные увеселения на лоне прелестной природы Павловского парка". Приз за первое место был назначен в размере 20 тыс. рублей ассигнациями. В конкурсе приняли участие одиннадцать русских и два немецких архитектора. Великий князь Михаил Павлович выбрал проект берлинских архитекторов Штарка и Штюлера. Однако его стоимость значительно превышала смету, в результате чего для реализации был выбран проект А. И. Штакеншнейдера.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/878590/51667439.7f5/0_130068_a8ff1f20_XL.jpg)
Постройка вокзала началась 7 июля 1836 года и к концу сентября того же года здание было вчерне готово. Однако обильные осенние дожди намочили строевой лес, так что отделка здания затянулась до следующего года.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/477594/51667439.7f4/0_13003a_5a260504_XL.jpg)
Вокзал состоял из круглой "прихожей", зала для обедов, балов и концертов, двух "меньших" зал, двух зимних садов; в двух флигелях находилось 40 гостиничных комнат для приезжающих. Опоясывающая здание круглая галерея предназначалась для "потребления публики в летнее время". Специальным проходом вокзал соединялся с железнодорожной платформой.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/878955/51667439.7f4/0_130035_79eaf4a6_XL.jpg)
В январе 1844 года в здании произошел пожар. Вокзал вновь воссоздали по проекту Штакеншнейдера за три с половиной зимних месяца и открытие восстановленного вокзала состоялось 13 мая 1844 года.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/509739/51667439.7f4/0_13003b_76af80ba_XL.jpg)
Зимой 1860-1861 годов здание вокзала было перестроено по проекту архитектора А. В. Петцольта.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/509063/51667439.7f4/0_13003e_3c4e5b44_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/477594/51667439.7f4/0_130038_65b58056_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/509063/51667439.7f4/0_130042_73fc187f_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/509063/51667439.7f5/0_130061_912ae415_XL.jpg)
Центральную часть здания перепланировали: ресторан перенесли в боковой флигель, а большой зал расширили (теперь он вмещал до 3-х тысяч человек) и соорудили в нем постоянную эстраду.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/900241/51667439.7f4/0_130040_d3ca0733_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/477594/51667439.7f4/0_130046_a5954c8e_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/877150/51667439.7f4/0_130048_f19043e3_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/893194/51667439.7f4/0_130060_9b019937_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/878955/51667439.7f5/0_13006e_752000a6_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/477594/51667439.7f4/0_130052_b4566b07_XL.jpg)
Также была сооружена открытая эстрада:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/877150/51667439.7f5/0_130074_c59b37ed_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/878955/51667439.7f4/0_13005f_2ac1e6f1_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/893904/51667439.7f5/0_13006b_780f9e4e_XL.jpg)
Также в вокзале появились читальня и зал для игры в кегли.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/509063/51667439.7f4/0_130045_65b353d6_XL.jpg)
На площадке перед Вокзалом соорудили открытую летнюю эстраду, гимнастическую сетку и фонтан:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/897810/51667439.7f4/0_13004a_895d328f_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/877700/51667439.7f5/0_130065_5cdb6634_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/872977/51667439.7f4/0_130053_a7bbd691_XL.jpg)
Фонтан позднее переоборудовали в газовый светильник:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/373630/51667439.7f4/0_130057_269d1019_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/900241/51667439.7f5/0_13006c_5b352519_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/872977/51667439.7f5/0_130056_cf53e6bf_XL.jpg)
Фонтан этот (хотя и в изуродованном виде) сохранился до наших дней.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/478910/51667439.7c6/0_12eb6c_761fadc8_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/483127/51667439.7c7/0_12eb6d_4ec3a366_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/361493/51667439.7c6/0_12eb6e_2a9d9d5_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/371503/51667439.7c7/0_12eb6f_6b1d94dd_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/371503/51667439.7c7/0_12eb70_65753dc5_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/371503/51667439.7c7/0_12eb72_8adbdd5e_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/508985/51667439.7c7/0_12eb73_8dc1e9d3_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/769132/51667439.7c7/0_12eb74_7b0db749_XL.jpg)
Неподалеку от этого фонтана существовал еще один фонтан с лягушками.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/480548/51667439.7f5/0_13006a_8b056851_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/878955/51667439.7f5/0_130066_13ef8a90_XL.jpg)
От него ныне сохранился только бассейн.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/372788/51667439.7c6/0_12eb6a_117f3e76_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/368408/51667439.7c6/0_12eb6b_37b66b7a_XL.jpg)
Был в парке и мостик, который вел прямо к зданию вокзала:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/477594/51667439.7f4/0_130049_862781b7_XL.jpg)
От сооружений железной дороги остался нижний этаж водонапорной башни. Он виден слева на этом фото:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/878955/51667439.7f5/0_130071_30911ed4_XL.jpg)
А тут, вероятно, виден верх водонапорной башни:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/509063/51667439.7f4/0_130041_3afa009c_XL.jpg)
Теперь низ башни составляет центральную часть здания при стадионе.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/483127/51667439.7c7/0_12eb78_92e79e65_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/483127/51667439.7c6/0_12eb69_57e1a60_XL.jpg)
Вероятно, к сооружениям железной дороги относилось и это здание:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/245409/51667439.7c7/0_12eb76_a3f1ee18_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/483127/51667439.7c7/0_12eb77_3e859f09_XL.jpg)
В 1875-1876 годах неподалеку от вокзала был построен деревянный театр.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/878955/51667439.7f4/0_130043_1ba57dbe_XL.jpg)
Так же как и вокзал, он был построен на средства Царскосельской железной дороги.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/373630/51667439.7f4/0_130055_86a44628_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/876984/51667439.7f4/0_130051_3bb935f6_XL.jpg)
Автором проекта и руководителем строительства был архитектор Н. Л. Бенуа.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/509739/51667439.7f4/0_130058_de9ab62c_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/872977/51667439.7f4/0_130059_82348991_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/477594/51667439.7f4/0_13005a_522c6e57_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/480548/51667439.7f4/0_13005b_eb34547d_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/876984/51667439.7f4/0_13005c_ff860ec4_XL.jpg)
Его сын, художник А. Н. Бенуа вспоминал: "Отчетливо запомнились мне и работы папочки над постройкой театра в Павловске. Покаюсь, мне не нравилось это здание, сочиненное им в каком-то, как в те годы требовалось, псевдорусском стиле. Театр, несмотря на свои четыре яруса, казался снаружи не в меру расползшимся и приземистым, а фасады его состояли из одних галерей на столбиках. Эти галереи обслуживали снаружи ложи и коридоры. Столбики соединялись посредством аркатур, из прорезанных орнаментов и это придавало зданию какой-то беспокойный и уже очень не серьезный вид. Неудачно был выбран и цвет, в который театр окрасили - темно-коричневый, «скучный», плохо вязавшийся с зеленью парка. Впрочем в своем окончательном виде театр предстал только в самом конце нашего пребывания в тот день, когда я был доставлен на вокзал, чтобы на поезде вернуться в Петербург; во время же производства работ мне очень нравилось бывать на постройке, всюду сопровождая папу, лазая с ним по мосткам, взбираясь по сквозным ступенькам и доскам «под самое небо». Над сценой на «портале» папа поместил (по примеру Мариинского театра) большущие часы, но самый механизм их не поспел ко дню открытия театра и циферблат на первых порах был заменен вставленным в его рамку изображением колоссальной головы Аполлона. Эту голову я «помогал» делать папе, когда он (больше для собственной забавы) вздумал ее написать сам.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/877150/51667439.7f4/0_13005d_51dce11d_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/477847/51667439.7f4/0_13005e_50f576cf_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/896238/51667439.7f5/0_130062_3b1472b0_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/509063/51667439.7f5/0_130063_b8d5c221_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/900241/51667439.7f5/0_130064_869a8a7b_XL.jpg)
И как чудесно, по всем правилам школы Давида и Шебуева, он это исполнил! Лист аршинной бумаги был положен на полу в гостиной нашей дачи и разграфлен бледными квадратиками, на которые и наносился абрис, согласно с предварительным эскизом. Мне была затем поручена (из чистого баловства) раскраска желтым гумигутом лучей, шедших от головы бога, что я, с чрезвычайной аккуратностью и удачно исполнил. Какова же была моя гордость, когда я увидал на месте вставленного нашего Аполлона! Каким он мне показался прекрасным и грандиозным.
Папин театр вырос в нескольких шагах от "вокзала".
Еще одним увеселительным зданием, построенным на средства железной дороги, стал скетинг-ринг. Построен он был в 1910-м году по проекту В. А. Шретера. В 1911-м году в нем открылся первый в Павловске кинотеатр "Мулен Руж". К сожалению, это здание пришло в ветхость и было разобрано еще в 20-е годы.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/509063/51667439.7f5/0_130075_5c206903_XL.jpg)
Здания же вокзала и театра погибли в годы Великой Отечественной войны.
Павловский вокзал играл важную роль в музыкальной жизни дореволюционной России.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/921322/51667439.7f4/0_13003f_33f407e4_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/477594/51667439.7f4/0_130044_c43a889e_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/878955/51667439.7f4/0_130047_f69372ff_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/477594/51667439.7f4/0_130037_f70d2b20_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/878955/51667439.7f4/0_13004e_8e663eb3_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/900241/51667439.7f4/0_13004f_fbfb8ae1_XL.jpg)
Впрочем, изначально никто этого не предвидел, так что в здании вокзала даже не было эстрады для оркестра и музыканты размещались на хорах ресторана. Впрочем, и функции оркестра в то время ограничивались исполнением "приятных" пьес во время обеда и "игранием" танцев по вечерам. Первыми именно музыкальными гастролерами вокзала стал знаменитый "Соколовский хор" - хор московских цыган под управлением Ильи Осиповича Соколова, выступавший в декабре 1838 - январе 1839 годов. С 6 по 17 января 1839 года в Павловском вокзале выступал венский оркестр под руководством дирижера Йозефа Германа (позднее этот оркестр выступал здесь вплоть до 1845-го года). Именно с Германа, который включал в свои концерты не только танцевальную, но и серьезную музыку, начинается традиция симфонических концертов в Павловском вокзале.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/914565/51667439.7f5/0_130076_46a7b1fe_XL.jpg)
Й. Герман.
Однако самой заметной фигурой среди музыкантов, выступавших на сцене вокзала, был, безусловно, Иоганн Штраус ("Страус", как тогда писали в газетах). Впервые "король вальсов" был приглашен на летний сезон 1856 года, и бессменно дирижировал вплоть до конца сезона 1865 года. Именно при Штраусе в Павловском вокзале создается концертный зал, так что он сыгрпал важнейшую роль в эволюции Павловского вокзала из ресторана, где обедали под музыку, в концертный зал, где музыку слушали.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/874316/51667439.7f4/0_130039_32122bed_XL.jpg)
И. Штраус.
Штраус пользовался огромной популярностью (особенно среди женской половины публики). Его, правда, критиковали за манеру приплясывать во время дирижирования, так что фельетонист из "Санкт-Петербургских ведомостей" ехидничал, что готов признать Штрауса "отличным танцором... виноват - отличным капельмейстером". Другой, более серьезной претензией было то, что во время концертов Штраус позволял себе "непозволительные" передышки. Как писали в тех же самых "Ведомостях": "Штраус является в половине концерта, поручая капельмейстерский смычок свой какому-то тучному господину, который, правда, приплясывает не хуже своего патрона, но не пользуется благосклонностью дам, а следовательно, не может рассчитывать и на наше расположение". В итоге, подобное поведение Штрауса на концертах привело к грандиозному скандалу.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/874316/51667439.7f4/0_13003c_3b66bffe_XL.jpg)
9 июля 1860 года в Павловском вокзале проходил бенефис Штрауса - грандиозный маскарад с танцами. Во время танцев Штраус вдруг исчез с эстрады, поручив управление оркестром одному из скрипачей. Заметив это, публика "потребовала бенефицианта", а так как Штраус почему-то замедлил явиться, возмущенная толпа разломала стулья, пюпитры, инструменты, прогнала музыкантов. Толпа бушевала вплоть до 2-часового ночного поезда. Искали самого Штрауса, но к счастью не нашли, так что ограничились битьем стекол в галерее. "Северная пчела" писала:" Среди различных поэтических вымыслов древности... участь Орфея, растерзанного вакханками, почиталась нами таким неприятным случаем, которому нельзя было ожидать повторения в настоящее время, и что же? Мы жестоко ошибались. Штраус ... с таким радушием пригласивший публику на свой маскарад ... чем то не угодил ей, и все его долговременные музыкальные заслуги были забыты. Чинный, благоустроенный сад Павловский, вмещающий в себе обыкновенно общество благовоспитанное, вежливое, вдруг преобразился как будто каким-то волшебством в дебрь, населенную ирокезцами, гуронами или иным диким племенем".
Впрочем, публика вскоре сменила гнев на милость. 20 августа 1860 года "Северная пчела" сообщила о пожертвовании 600 рублей в пользу погоревших на Большой Охте "модным капельмейстером Штраусом" и ближайший концерт прошел с "оглушительным успехом".
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/897810/51667439.7f4/0_13003d_5a67425f_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/877150/51667439.7f5/0_130070_627817bc_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/878955/51667439.7f5/0_130072_b8852206_XL.jpg)
Детский праздник в Павловске. 1898
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/898391/51667439.7f5/0_13006f_2ab66374_XL.jpg)
Однако своей вершины концерты в Павловском вокзале достигают уже в XX-м столетии, когда с 1910 по 1916 год оркестр возглавлял дирижер Александр Петрович Асланов.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/874316/51667439.7f4/0_130036_5a2ce40f_XL.jpg)
А. Я. Головин, А. П. Асланов и М. Н. Бриан в Павловске.
При нем Павловский вокзал становится важнейшим музыкальным центром Петербурга-Петрограда. Оркестр под руководством Асланова активно исполнял музыку современных русских композиторов, зачастую вызывавшую у публики и критиков бурные дискуссии. Так, 3 августа 1912 года здесь был исполнен Первый концерт для фортепиано с оркестром С. С. Прокофьева, о котором критик И. Д, Бернштейн в "Петербургской газете" писал: "Молодым композиторам я надел бы смирительную рубашку, - сказал Рубинштейн. Вот как следует поступать с молодым Прокофьевым, признавая за ним наличность творческого дарования". Впрочем, Асланов к этому мнению не прислушивался, а 23 августа 1913 года в Павловске состоялась премьера Второго концерта Прокофьева.
Дирижер И. А. Малько (сидит в центре) с оркестром Павловского парка. 1915 г.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/874801/51667439.7f4/0_13004b_40b3d67a_XL.jpg)
Оркестр Павловского вокзала с дирижером Г. Фительбергом. 1916 г.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/893904/51667439.7f4/0_130054_6470acaa_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/900241/51667439.7f4/0_13004c_679971e7_XL.jpg)
М. П. Бобышов. "В Павловске".
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/477594/51667439.7f5/0_130067_2965c50a_XL.jpg)
А.П. Остроумова-Лебедева. Из серии "Пейзажи Павловска". "Эстрада".
В авангарде музыкальной жизни Павловский вокзал, впрочем, находился недолго. После революции центр музыкальной активности возвращается в Петроград. В нем проходят многочисленные симфонические концерты, так что теперь серьезную музыку можно было слушать и не покидая города. Тем не менее, Павловский вокзал активно функционировал вплоть до начала Великой Отечественной войны.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/893904/51667439.7f4/0_13004d_2d99d76d_XL.jpg)
артисты у вокзала. нач. 1920-х