Трактат О Зомби. ...И Другие 1

Mar 02, 2009 15:25


В своих прошлых зомби-постах я написал про наиболее известные зомби-сериалы и про режиссеров, уделивших наибольшее внимание зомби. Однако, повествование было бы неполным без еще некоторых фильмов, стоящих отдельно, но, тем не менее, обладающих большой оригинальностью и внесших большой вклад в зомби-кинематограф. В последние время я несколько отошел от этой обширной и благодатной темы, но вот, видимо благодаря наступлению весны и великого поста, а также благостному настроению после прощенного воскресенья, меня снова потянуло на зомби, и я возобновляю серию постов, им посвященных.


Если брать за отправную точку современного зомби-кинематографа ромеровскую “Ночь Живых Мертвецов”, то “Детям Трупы Не Игрушка” (“Children Shouldn’t Play With Dead Things”) американского режиссера Боба Кларка является, по всей видимости, первой зомби-комедией. Фильм вышел в 72-м году, в нем повествуется о том, как любительская театральная труппа, предводительствуемая режиссером с диктаторскими замашками, в поисках острых ощущений ночью отправилась на располагающееся на острове заброшенное кладбище. Для того, чтобы усилить впечатление от приключения, режиссер отправил двух актеров заранее, чтобы те переоделись вампирами и попугали приехавших. Кульминацией декадентско-сатанинской вечеринки стало выкапывание настоящего трупа и прочтение заклинания по воскрешению мертвых из некоего старинного фолианта. Естественно, студенты доигрались - мертвые начали по настоящему вылезать из могил и пожирать перепуганных туристов. Финальная сцена фильма представляет собой пародию на “Ночь Живых Мертвецов” - толпа зомби атакует деревянный дом, в котором заперлись оставшиеся живые, а те малоуспешно заколачивают окна и двери кусками мебели. Усугубляет ситуацию оживший ранее выкопанный и принесенный в дом для забав мертвец. Как и полагается по законам жанра, люди, запертые в доме, непрерывно скандалят и в какие-то моменты готовы поубивать друг друга уже сами, а фильм в больших количествах изобилует намеками на гомосексуализм, некрофилию и садо-мазо. Боб Кларк частично вернулся к своему старому сюжету в 83-м году в комедии про Ку-Клукс-Клан "Porky's II: The Next Day". В ней также студенты ставят спектакль по Шекспиру и ночью с целью розыгрыша передеваются на кладбище в зомби.


Фильм “Детям Трупы Не Игрушка” стал самым известным в фильмографии Боба Кларка, хотя вышедший в 74-м году и практически провалившийся в прокате “Смертельный Сон” (“Dead Of Night”), на мой взгляд, гораздо интересней. В этом фильме уже никакого юмора не было - он был посвящен только что окончившейся вьетнамской войне. Мать молится за скорейшее возвращение сына с войны, однако сын все же погибает. Мать не может поверить в смерть сына и продолжает молиться, и через некоторое время он действительно возвращается. Естественно, в виде зомби, хотя и зомби весьма нетипичного - он ведет себя вполне как обычный живой человек, разве что мало говорит и несколько притормаживает. Его родители решают, что похоронка была досадной канцелярской ошибкой и с радостью встречают его дома. Однако, когда по ночам сын начинает исчезать в непонятном направлении, а затем в городе обнаруживаются растерзанные трупы, у них начинают возникать подозрения. Но любящая мать готова видеть сына в любом обличии и не отрекается от него даже когда все доказательства на лицо, а сына преследует полиция. Заканчивается фильм тем, что полуразложившийся сын сам себя закапывает в могилу на кладбище. “Смертельный Сон” примечателен еще и тем, что спец-эффектами и гримом в нем занимался Том Савиньи - постоянный партнер Джорджа Ромеро, автор ремейка “Ночи Живых Мертвецов” и вообще культовая фигура в мире фильмов ужасов. Можно также предположить, что этот фильм в сильной мере повлиял на недавнюю замечательную антивоенную короткометражку Джо Данте “Возвращение Домой”. Сам Боб Кларк в том же 74-м году снял один из лучших слэшеров 70-х “Черное Рождество”, впоследствии вдохновивший Джона Карпентера на его знаменитый "Хелловин", после чего уехал в Канаду, где продолжал снимать не особенно примечательные фильмы вплоть до своей смерти в 2007 году.


Один из лучших зомби-фильмов 70-х снял испанский режиссер Хорхе Грау. Вышел он в 74-м году и называется ”Пусть Мертвые Лежат В Своих Могилах” (“Non Si Deve Profanare Il Sonno Dei Morti”). Этот же фильм является и одним из первых испанских зомби-фильмов (раньше него появились только первые две части серии Амандо де Оссорио про слепых мертвецов и несколько фильмов Джесса Франко). Действие фильма, как и вообще действие многих испанских, итальянских и немецких фильмов того времени происходит в Англии (возможно это связано с тем, что многие европейские криминальные триллеры 50-70-х годов снимались по английским детективам). Молодой антиквар из Манчестера едет на выходные на мотоцикле в сельскую местность, чтобы отвезти товар клиенту. Однако, его мотоцикл сбивает девушка на автомобиле. Им оказывается по пути, и он настаивает, чтобы девушка довезла его до места. По пути они заезжают в деревню к сестре девушки и обнаруживают, что в ее доме только что произошло убийство. Местная полиция подозревает сестру и антиквара и тот, чтобы отвести от себя подозрение, сам берется за расследование. Довольно быстро он обнаруживает, что убийцей стал зомби и что, в результате испытаний новой радиационной установки по уничтожению насекомых, на местном кладбище мертвецы восстали из могил. Теперь главных героев преследует и полиция, до последнего момента не желающая верить в оживших мертвецов, и сами живые мертвецы. В результате происходит масштабная сцена тотальной резни в деревне. В том числе в фильме наверное впервые присутствует, ставшая впоследствии классической, сцена уничтожения зомби местной больницы. Присутствуют и весьма брутальные и натуралистичные сцены убийств, также показаны новорожденные зомби. В отличие от ромеровской классики, зомби в этом фильме передвигаются довольно быстро и обладают недюжинной силой. И они не погибают от прямого попадания в голову, единственный способ их уничтожить - сжечь. Также, в фильме представлена удивительная для зомби-фильмов хорошая игра актеров и очень реалистичные спец-эффекты и грим. Атмосфера фильма очень нагнетается также с помощью очень хорошего психоделического саундтрэка.


Кажется, первым фильмом про нацистов-зомби стал в 77-м году фильм американского режиссера Кена Видерхорна ”Шоковые Волны” (“Shock Waves”). Во время второй мировой войны нацисты изобрели особо-секретную технологию оживления мертвых бойцов и превращения их в неубиваемых супер-солдат. Был подготовлен первый отряд таких солдат, но война уже подходила к концу, поэтому, чтобы скрыть изобретение до лучших времен, отряд был погружен на корабль, а корабль затоплен где-то в океане. Дальше действие происходит уже в наше время (ну т.е. во время съемки фильма). Группа туристов нанимает яхту для прогулки в океане. Через некоторое время яхта попадает в шторм, и капитан перестает ориентироваться в пространстве. Под воздействием шторма корабль с нацистами-зомби всплывает на поверхность как раз на пути яхты. Яхта врезается в него и теряет двигатель. Неподалеку от места аварии виден остров, туристы и команда принимают решение эвакуироваться. На острове они обнаруживают большой, но сильно обветшавший особняк. Как выясняется, в нем в полном одиночестве доживает свои дни бывший командир отряда нацистов-зомби (живой). Он, в конце-концов, и рассказывает историю затонувшего корабля и его команды. Зомби, тем временем, по дну выбираются на берег острова и понемногу приступают к пожиранию туристов. Они весьма проворны и хорошо плавают, а уничтожить их можно только путем сжигания. В конце фильма присутствует весьма впечатляющая сцена сражения с зомби внутри особняка. Среди актеров, занятых в фильме, присутствует Джон Кэррадайн. В нем так же дебютировала в качестве актрисы Брук Адамс. В 88-м году Видерхорн снял фильм “Возвращение живых мертвецов II”.


В 79-м году молодой американский режиссер Дон Коскарелли снял фильм, который вскоре стал классикой фильмов-ужасов и абсолютным культом. Я имею ввижу "Фантазм" ("Phantasm"). Это был уже третий его фильм, первые два успеха в прокате не вызвали и финансирования "Фантазма" Коскарелли получить ни от одной фирмы не смог. В результате фильм снимался на деньги, взятые взаймы у отца. Поначалу в американском прокате фильм также провалился, но неожиданно с большим успехом прошел в Австралии. После этого он вышел на кассетах в Англии и вызвал еще больший восторг у зрителей. И уже после всего этого состоялось триумфальное возвращение фильма в Америка. В принципе, фильм не о зомби, хотя весьма любопытная разновидность зомби и играет в нем большую роль. У маленького мальчика Майкла умирают родители. Он забирается в морг и обнаруживает, что его владелец (т.н. "Высокий Человек" в блистательном исполнении Ангуса Скримма, также ставшего после выхода фильма культовым актером) вместо того, чтобы хоронить мертвецов, относит их куда-то в недра морга и делает с ними что-то непонятное. Майкл рассказывает об этом своему старшему брату и его приятелю, но те ему не верят. Тогда мальчик решает расследовать все самостоятельно. Выясняется, что Высокий Человек оживляет трупы и превращает их в странных злобных карликов, а затем переправляет в другое измерение в качестве дешевой рабочей силы (эта же участь постигла и родителей Майкла). Во время погони за Майклом все-таки появляются старший брат и его товарищ, помогают ему спастись и вроде бы даже уничтожают Высокого Человека. Логика событий "Фантазма" достаточно сильно хромает, а происходящее так толком и не объясняется, но в нем создана настолько потрясающая сюрреалистическая атмосфера, что фильм очень сильно выделяется на фоне средней массы фильмов ужасов и выходит далеко за жанровые рамки. Добавляет атмосферы и очень странный и сильный психоделический саундтрэк. В 88-м году Коскарелли снял "Фантазм II", в 94-м - "Фантазм III - Повелитель Мертвых", а в 98-м - "Фантазм IV - Забвение". Где-то между первой и второй частью старший брат Майкла Джоди погибает при загадочных обстоятельствах. Вместе с тем выясняется, что Высокий Человек жив и передвигается по маленьким городкам Америки, полностью опустошая их и забирая жителей, превращенных в зомби, в неизвестном направлении. Майкл и друг его брата Реджи отправляются в погоню, чтобы остановить Высокого Человека. Естественно, что тот только этого и ждет, нанося один удар за другим. В третьей части Джоди в призрачном обличье появляется из другого измерения, чтобы помочь брату и другу. Одновременно выясняется, что Майкл обладает некой силой и Высокому Человеку просто необходимо подчинить его себе или хотя бы переманить на свою сторону. Вместе с тем, убийственные стальные сферы Высокого Человека, которые в первой части могли только убивать, постепенно расширяют свой функционал - их становится все больше, они становятся все более управляемыми и могут сканировать и перепрограммировать мозг. В четвертой части вроде бы история наконец объясняется. Майкл и Джоди путешествуют по разным измерениям и в разных временах и наблюдают, откуда взялся Высокий Человек и что является его целью. Часть эта самая малобюджетная из всех четырех, она в большой степени состоит и воспоминаний Майкла и во многом состоит из фрагментов первых трех частей, а также переснятых с незначительными изменениями старых сцен. Действия в ней очень мало, тем не менее по своему психоделическому она накалу она, может быть, даже превосходит первую часть. Кроме "Фантазмов" Коскарелли снял еще несколько малопримечательных фильмов, с "Фантазмами" не идущих ни в какое сравнение. Впрочем, его эпизод "Инцидент На Горной Дороге", вышедший в серии "Мастера Ужасов", весьма неплох.


Первый итальянский зомби-фильм "Зомби 2" снял в 79-м году Лючио Фульчи, а уже начиная с 80-го года фильмы про зомби в Италии начали выходить один за другим. Итальянский классик "джиалло" и "эксплотейшна" Умберто Ленци снял один из лучших итальянских фильмов в этом жанре - "Incubo Sulla Citta Contaminata". Как это часто бывает среди фильмов ужасов, он выходил под множеством разных названий. Наиболее распространенное английское название - "Nightmare city". На русский язык он обычно переводится под названием "Город Живых Мертвецов", что вызывает путаницу с одноименным фильмом Лючио Фульчи. В фильме теле-журналист приезжает в аэропорт для того, чтобы снять репортаж о прибытии самолета с неким известным профессором-ядерщиком. Когда самолет приземляется, из него вырывается толпа, вооруженная автоматами и начинает методично истреблять полицейских и обслугу аэропорта. На первый взгляд они похожи на террористов, но их не берут пули и они, убив кого-нибудь, начинают его пожирать. Главный герой спасается бегством, прибывает на работу и пытается заставить начальство сделать срочное объявление о тревоге. Его никто не слушает, но зомби уже в телестудии и пожирают присутствующих. Главный герой пытается найти свою жену, работающую в больнице. Он успевает практически в последний момент - больница уже заполнена толпами зомби, которые пожирают всех на своем пути. Главный герой успевает вытащить жену и скрыться с ней на автомобиле. Тем временем, военные пытаются очистить город от живых мертвецов. Главное командование закрылось в надежном бункере и отдает оттуда приказы. По началу план срабатывает и войска начинают брать верх, но зомби все-таки проникают в бункер и вырезают все командование изнутри. Заканчивается фильм в апокалиптическом ключе - герои вырываются за город, но и там уже нет никаких следов живых людей, а все дороги заполнены живыми мертвецами. На мой взгляд, среди зомби-фильмов "Город Живых Мертвецов" - один из лучших по качеству, внутренней логике, идее, игре актеру и напряженности атмосферы.


В 91-м году Ленци снял еще один зомби-фильм - "Черные Демоны". Оригинальное его название "Demoni 3" было взято, чтобы попасть в струю коммерческого успеха, вызванного фильмами Ламберто Бава и Дарио Ардженто "Демоны" и "Демоны 2". Также у самого Ламберто Бава в 88-м году выходил фильм "La Casa 'Del Orco", который шел в США под названием "The Ogre: Demons 3" и который не имеет отношения к первым двум "Демонам". Фильм Ленци не имеет никакого отношения ни к каким из этих фильмов. "Черных Демонов" можно отнести к этнографической зомби-экзотике. В нем трое американских студентов отправляются в Бразилию для изучения местного фольклора. Один из них попадает на ритуал бразильской разновидности вуду - кандомбле. Он не помнит ничего из того, что происходило ночью, но у него осталась кассета с записью звукового сопровождения ритуала. Кроме того, он ведет себя довольно странно и периодически впадает в сомнамбулическое состояние. Студенты отправляются в джунгли в экспедицию, но в дороге у них ломается машина. Они находят старую виллу, которую арендуют брат с сестрой, также на ней живет и старая служанка из местного населения. Служанка пытается рассказать историю о том, как на этой вилле 150 лет назад были зверски замучены и казнены семь негров-рабов. Эти негры похоронены рядом с виллой и по преданию однажды восстанут, чтобы отомстить. Служанка чувствует неладное и пытается провести защитный ритуал, но хозяева виллы ее не слушают и наказывают за попытки колдовства. Тем временем главный персонаж посредине ночи идет на кладбище и включает кассету с записью ритуала. Естественно, после этого начинается тотальная резня, в процессе которой главный герой окончательно превращается в одного из демонов. Кстати, в фильме особенно подчеркивается, что негры перед казнью были ослеплены - мне в этом видится некий намек на серию про слепых мертвецов Оссорио. Вообще, я не очень люблю фильмы про вуду-зомби, но если их выделять в отдельный жанр, то "Черные Демоны" Ленци, на мой взгляд, один из лучших, наряду с "Зомби 2" Фульчи и "Змеей и Радугой" Крэйвена.

(Продолжение следует)

movie, zombie

Up