"Нет ничего сильнее ненависти, порождённой преданной любовью".
(В.Эндрюс "Цветы на чердаке")Есть такие книги, от которых хочется рыдать, рыдать навзрыд - настолько сильно они задевают какие-то тончайшие струнки души. Но после прочтения книги «Цветы на чердаке» американской писательницы Вирджинии Эндрюс, есть только одно желание: кричать. Кричать от жестокости, от несправедливости, от предательства, от всех ужасов, которые описаны в этом произведении. С самого начала книги этот крик где-то зарождается внутри сердца и становится все плотнее, растет, набирает в себя всю силу звука и вырывается с такой силой, что на последних страницах уже невозможно его сдерживать.
Это роман о детях, ставших заложниками собственной семьи, заключенными в собственном доме, преданными родной матерью, ставшими так рано слишком взрослыми, перенесшими горькую утрату, униженными, брошенными, потерявшими веру в любовь.
«Я подняла глаза на небо. Оно напоминало глубокую миску бархатистого темно-синего цвета, перевернутую вверх дном и украшенную напоминающими снежинки кристаллами звёзд. А, может, это мои замёрзшие слёзы, которые мне предстоит выплакать в будущем? Почему-то мне показалось, что со своей высоты они смотрят на меня с сожалением, и я чувствовала себя подавленным, совершенно ничего не значащим существом размером с муравья»
Что такое для детей родная мама? Это воплощение Бога, это весь мир, собранный в родном лице с добрыми глазами. А для детей, которые остались без любимого отца? Мама для них - это вся вселенная, которая дала им жизнь, которая защитит их от всех бед, которая никогда не оставит их умирать. И даже когда умирает ребенок - он все равно до последнего верит своей матери, ждет от нее спасения. Так и четверо детей в этом романе верили и ждали до последнего, пока не осознали весь тот ужас, который происходил на самом деле.
Через что им пришлось пройти? Через смерть любимого отца, который был их лучшим другом. Через заточение в доме родного дедушки, который даже не знал об их существовании. Через ложь и предательство со стороны любимой матери, которая предпочла владеть деньгами и пыталась постепенно отравить своих детей, чтобы окончательно от них избавиться. Через жестокость родной бабушки, которая относилась к ним как к крысам, унижала их и морила голодом. Через смерть младшего брата, который мог бы жить еще долго. Через боль осознания, что смерть всех них для матери была желанной.
"Бог. Нет, не Он писал сценарии для этих маленьких беспомощных актёров внизу, на земле. Мы пишем их сами - каждым прожитым днём жизни, каждым сказанным словом, каждой мыслью, возникающей в наших мозгах"
Это жестокий сценарий жизни. И бесконечно долго хочется кричать куда-то в небо, что дети должны быть счастливы и всегда любимы своими родителями.