В одном из
постов, посвященных беглой истории советской индустриализации, я высказал мысль о том, что цикл заказа-производства-поставок нового оборудования занимает несколько лет. Ряд читателей этой мысли не понял, пришлось
говорить о самоочевидных вещах.
Историк Дмитрий Шеин прислал мне интересный документ о том, как обстояло дело с циклом заказов оборудования в чуть более позднее время. Как ни странно, но лаг в 2-3 года и там действовал.
Итак, Сталинградский тракторный завод, 1940 год. Завод "перенастраивают" на выпуск танков Т-34.
"Станкоимпорт должен поставить на СТЗ в 1940 г. 80 металлорежущих станков. На 20/XI подтверждено (размещено на импорт) 35 станков со следующими темпами поставки:
12 станков - в 1940 г.
2 станка - в 1 квартале 1941 г.
10 станков - в 2-3 кварталах 1941 г.
11 станков - в 1942 г…
На программу 1941 г. потребуется 36 карусельных станков. Механический цех №2 с учетом переброшенных из других цехов имеет в наличии только 16 карусельных станков. Карусельные станки заказаны на импорт в количестве 30 штук, но срок поставки их (конец 1941 г.) не обеспечивает выполнения программы…"
Источник: Сводка состояния подготовки средств производства по Т-34 от 20-го ноября 1940 г., ЦАМО РФ, ф. 38, оп. 11355, д. 30, лл. 162-164.
Что мы тут видим. Из 80 станков 35 размещены под импорт. Из них лишь треть придет в том же году (заказ давался ранее ноября 1940 года), еще треть - в 1941 году, оставшаяся треть - лишь в 1942 году. То есть, полный срок выполнения всего заказа - порядка 2 лет. При этом речь идет не об уникальных прессах, станах или трубоволочильных агрегатах, а о достаточно ходовых металлорежущих станках.