Пока пятый сезон "Викингов", где будет показана Исландия, еще только маячит (первая серия выйдет где-то в ноябре), в его "спойлере" - "Последнем королевстве", нам уже продемонстрировали этот остров и путешествие на него. Значит, превращенный в раба супер-вармонгер "хальфдан" Александр Дреймон сотоварищи оказываются на... беспалубном суденышке, которое тащится... зимовать (!) в Исландию. Суденышко принадлежит работорговцам. А Исландия - это место, где они зимуют.
И вообще, не надо тут задавать глупых вопросов, зачем зимовать на севере, если гораздо удобнее делать это на юге. Нам же показывают суровых мужиков-ногебаторов, а им чем севернее, тем круче (да и кораблику сподручнее вмерзать в лед, знаете ли).
По дороге драккар (или кнорр, что не так важно) попадает в атлантический шторм, его немного (чуть-чуть) заливает водичкой, но трудолюбивые таджики рабы на веслах вручную ведрами все оперативно откачивают. Да, ребята, у викингов не было палубных кораблей. Такая вот незадача. Вот реплика кнорра - крупного судна "викингов", которое принимало на борт несколько десятков человек и на котором, как уверяют неполживые историки, даже перевозились лошади, коровы и овцы:
Мне один из френдов в
предыдущем посте доказывал, что реплики найденного в конце XIX века в Норвегии
Гокстадского корабля (построенные также в XIX-XX веках) успешно пересекали Атлантику (особенно осенью, когда в ее северной части бушуют шторма? Шутка.). Вот сам этот корабль (точнее, его реплика):
Схожие ТТХ и размеры имеют и другие найденные "корабли викингов" (если быть честными, то это небольшие лодки длиной до 20-22 метров и шириной в 3-4,5 метра и без палубы, тоннаж самых крупных вряд ли был более 50-70 тонн).
Тюнский корабль,
корабль из Усеберга и так далее (из Музея драккаров в Осло).
На самом деле, разово пересекать океаны и моря можно на чем угодно. Например, врач по специальности, француз Ален Бомбар за свою жизнь в море выходил вообще всего несколько раз и профессиональным моряком не был. Но в 1952 году он
пересек Атлантику на... резиновой надувной лодочке с минимальным запасом продуктов. 4400 километров за пару месяцев. Сам Бомбар едва не склеил ласты, но ничего, все обошлось. Другое дело, что регулярно пересекать океаны и моря на резиновых лодках, тазиках, беспалубных крошечных драккарах или кноррах с низким бортом... хм... Я тут специально болдом выделил ключевые слова, возможно, дойдет до читателей.
Формально мой френд прав - первое путешествие реплики Гокстадского корабля оказалось удачным. В 1893 году (по другим данным - в 1898 году? Там странные расхождения) поделка якобы удачно пересекла с экипажем из 12 норвежцев Атлантику и прибыла в США. Этот пример ходит по всей литературе о кораблях викингов, на него фапают все любители суровых северных ногебаторов. Но совершенно замалчивается, чем же закончилась ВТОРАЯ попытка даже не пересечь Атлантику на скандинавском драккаре, а просто выйти в открытое море. Я напомню.
В 1950 году реплика Гокстадского корабля "
Ормен Фриске" с экипажем из 15 хорошо подготовленных шведов затонула во время средней силы шторма в... Гельголандской бухте! Даже не в открытом море. Сторонники тру-викингов грешат на то, что, мол, при строительстве этой посудины не использовались чудодейственные технологии древних скандинавов и где-то они заменялись на современные. Но... Как будто урагану это важно...
Проблема с "доказанием" плаваний викингов на этих судах через Атлантику на Западе все же существует. Полумифическое одиночное плавание норвежцев в конце XIX века почему-то убеждает далеко не всех. В Норвегии решили не мелочиться, и в 2010-2012 годах был построен чудовищный по размерам
драккар "Harald Fairhair". Вот его ТТХ:
тоннаж составляет 95,5 тонны, осадка - 2,5 метра, длина - рекордные для данного типа кораблей 35 метров при ширине 8 метров, площадь паруса - 300 кв. метра. Предусмотрена установка 25-ти пар весел, на борту может разместиться до 130 человек экипажа (30 из них - под парусом, и 100 - под веслами).
Понятно, что на подобные "изделия" древние скандинавы вряд ли были способны (во всяком случае авторы "Харальда" честно признаются на сайте, что у них не реплика, а сказочный корабль из скандинавских сказок). "Аномальный драккар" строился на современной верфи современными инструментами из современных материалов (ничего, что я так часто это упоминаю?) более двух лет, еще два года затем доводился "до ума", а в 2014-2015 годах совершил несколько тестовых плаваний с командой из профессиональных или полупрофессиональных моряков.
Наконец, его путешествие весной-летом 2016 года из Норвегии через Исландию и Гренландию в северную Америку
оказалось удачным (ребята выбрали наиболее безопасное время без штормов плюс напичкали судно новейшими девайсами, о них ниже). Ура!
Что это доказывает? Ровным счетом ничего. Повторю, что Атлантику люди пересекали и на плотах, и на резиновых лодках, и еще черт знает на чем. Зато в ходе плавания на чудо-драккаре выяснилось, что команде из 32 человек крайне неуютно на корабле. Любой небольшой шторм, любая болтанка превращает их пребывание там в очень неприятное времяпровождение (плюс корабль заливает безбожно водой). Вот видео драккара "Harald Fairhair" в непогоду (почему-то там говорится, что это шторм, но это не так! Это не шторм, поверьте, это легкая болтанка по меркам северной Атлантики):
Click to view
И здесь видно, как эти сраные реконструкторы безбожно читерят! Все они разгуливают в современной одежде - в ней тепло, сверху у них водонепроницаемые накидки, на корабле - навигационное оборудование, спасательные круги, закрепленные синтетическими канатами современные боксы для груза, про навороченный современный такелаж грустно вообще умолчу и так далее. Ребята, но если вы косплеите викингов, давайте всерьез и по-честному, или нет, не надо? А вот как строили это драккар:
Click to view
Использовался аутентичный древнескандинавский инструмент и технологии, да, да... Помните про жалобы викингодрочеров на "необходимость использовать древние технологии"? Ну, получите вот. Электрорубанки, стамески, топоры и т.п. из современной инструментальной стали, такелаж, железная "фурнитура" из современных стальных сплавов - гвозди и т.п. А почему бы реконструкторам не "сварить" металл в сыродутной печи с последующей проковкой и уже использовать его в при строительстве? Ну, а что? У викингов другого железа не было!
Ладно, предположим, мы доказали, что на гигантских "аномальных" драккарах, построенных в XXI веке (мда) с использованием современных материалов и технологий, теоретически (если не попадать в шторма) можно (с современным спутниковым навигационным оборудованием) достичь Гренландии, Исландии, Америки... ОК. Но как перевозить куда-либо овец, лошадей и т.п. скот? Какие грузы вообще можно перевозить на судах с такой ничтожной грузоподъемностью? Я тут даже не говорю про припасы или хранение воды. Это в европейском мореплавании XVI-XIX веков было хронической проблемой (читайте
историка Сергея Махова, можете у него в журнале задать ему вопросы), но у викингов, понятное дело, с этим все было порядок. Я даже не буду спрашивать, что пили "уикинги", когда у них стухала вода.
Ладно, возвращаемся от конспирологии и хейта к сериалу. Значит, в разгар осенних штормов в северной Атлантике драккар без палубы сквозь непогоду дотащился до Исландии. А что в Исландии? В Исландии - ништячок-с! Там растут огромные леса. Вот они зимой (чем-то напоминает местность за Стеной из другого сериала, хехе):
Постройки в поселке радуют взор дырками между досками, сквозь которые падает теплый и мягкий снежок (тут создатели сериала не отошли от коллег из "Викингов". Там тоже самое. Какие в баню "longhus", законопаченные по самые ноздри дерном, ну что вы...)... А вот так выглядят леса в Исландии летом:
Это такие дремучие чащи. В них жестокие работорговцы водят гуськом рабов, которым дают 1 (адын) топор на всех и заставляют по очереди оным топором рубить деревце диаметров 40 так сантиметров. На самом деле, в Исландии были небольшие леса, как правило, кустарник, хвойные и березовые рощи. Сейчас одним из крупнейших "лесных" массивов на острове является лес Hallormsstadur Forestry Reserve, который был создан практически полностью искусственно (в конце XIX века там были небольшие кустарниковые и березовые рощи) в восточной Исландии. Сейчас в этом дендропарке - давайте так его называть - площадью 740 гектаров растут 85 видов деревьев из 600 различных мест на планете...
В настоящее около 1,2% территории Исландии занято лесом и кустарником, и это следствие масштабных и целенаправленных усилий государства. Напомним, в Исландии около 100 лет идет
программа "возврата" лесов, и несмотря на плохую приживаемость растений, дела движутся. Ибо упорство и труд все перетрут. В эпоху викингов якобы площадь лесов доходила до 25-40% от площади острова. Но тут как всегда - чем древнее, тем ярче солнышко, зеленее травка, люди были трехметровыми демократами, беда лишь в том, что палеоботаника не подтверждает наличия в Исландии таких огромных лесов, но это фигня. А потом все эти леса - равно как и драккары викингов, летающие через Атлантику туда-сюда - куда-то пропали.
Такие вот дела. Надо теперь восстанавливать. Двигаться к своим корням.