О пластилиновых яблоках, детях и плюшевом кролике

Mar 03, 2014 15:58

Сурок Фил, будь он неладен, четыре недели назад предсказал нам еще 6 недель зимы. И эта маленькая мохнатая скотина оказалась-таки права. Сегодня ночью опять обещают под минус 20, и надоело уже до чертиков.



Но это все лирика... Зима продолжается, жизнь, как ни странно тоже, и вот я в этом семестре решила попробовать себя в роли лингвиста экспериментатора. Надо же осваивать новые умения, пока старость не стала нерадостью. Недолго думая, мы с моей научной тетей соорудили небольшой эксперимент для детей 4-6 лет, чтобы понять, как их грамматика строит сравнительные конструкции. Поскольку это дети, а не какие-нибудь там скучные взрослые, им нельзя просто так взять и выкатить предложение, спросив по ходу "А так можно сказать или нельзя?" Тут надо действовать веселее...


Главную роль в эксперименте играет кролик, надеваемый на руку. Он общается с ребенком, изображает из себя лопуха и несет всяческую чушь. Ребенку велено его поправлять, если кролик не прав, и кормить печеньем, если кролик-таки дотюмкал и сказал все, как надо. На научном языке сей процесс называется eliciting a Truth Value Judgement: в результате мы вроде как имеем понятие о том, что ребенок считает правильным, а что нет.

Дальше веселее. Кролик не может просто тупо зачитывать вслух предложения, которые нас интересуют. Нужен контекст, зрительные образы и прочая стимуляция мыслительного процесса. Поэтому каждому тестовому предложению, запрятанному в речь кролика, предшествует некторая театральная манипуляция с игрушками и всяческими аксессуарами. И в организации этой части эксперимента мой научный навык был приложен по полной: я лепила яблоки из пластилина, заворачивала кубики лего в оберточную бумагу, дабы изобразить подарки на день рождения, и даже склеила картонную фотокамеру, которой рыбка должны была фотографировать русалочку... Камера, кстати, в итоге не понадобилась, потому что этот сценарий был исключен из итогового протокола...

Казалось бы, какие еще потом могут быть сложности? Иди к детям, изображай им этот спектакль (11 пакетиков с 11-ю наборами персонажей, 11 предложений, 30 минут позора), собирай данные и радуйся. Как бы не так. Пока мы были в саду один день и вот, с чем мы столкнулись (напоминаю, что мы изучаем сравнения):

- некоторые дети 4-5 лет считают, что три больше трех.... упс :)
- некоторые дети не хотят слушать ни тебя, ни кролика, они только хотят тебе рассказать, что у них дома есть такой же пластмассовый Бэтмэн, а вчера они смотрели мультик про русалочку, и знают, что она совсем не дружит с Хелло Китти, и вся твоя история - это какой-то бред.
- некоторые дети просто не хотят с тобой разговаривать (хотя, как выяснилось, кролик может уговорить их молча показывать пальцем, что они имеют ввиду)
- некоторые дети рисуют слюнями картинки на столе... эууууууу.....

В общем, вот с какими трудностями сталкивается практикующий лингвист. А я и не знала. Как-нибудь в следующий раз выложу вам в картинках историю о том, как Спайдермэн и Минни Маус строили мостики из кубиков и считали, у кого мостик длиннее получился...

weather, graduate, rutgers, хих

Previous post Next post
Up