немного самокопания

Nov 09, 2011 22:39

Дети, пока они растут, нуждаются в чётких, ясных «нельзя» и «можно», «плохо» и «хорошо». Без этого - потерянность и неуверенность. Да и вообще сложно жить, если границ и берегов не видишь. А если не видишь, не понимаешь их в детстве - потом жить еще сложнее.
К сожалению, я знаю это по себе. Меня местами воспитывали довольно странно.

В моем детстве часто происходило так. Я чего-нибудь накосячу - а мне за это ничего не бывает. Меня вообще ни разу в жизни ни за что не наказали. Мама страдала, терпела. Видимо, надеялась, что я сама пойму, раскаюсь и исправлюсь. Но ничего само не бывает, и я продолжала косячить. Но однажды мамино терпение лопалось. Лопалось громко, внезапным взрывом. Какая-нибудь мелочь переполняла, что называется, чашу терпения, и на меня обрушивалось мамино негодование и осуждение сразу за всё.
Или еще хуже. Мама, чтобы меня сильно не ранить (ведь она знала, как сильно я переживаю каждый раз), выбирала момент перед каким-нибудь радостным событием. Например, перед походом в бассейн. И вот по дороге в бассейн-то и высказывала мне, что и где я сделала неправильно. Надо ли говорить, что радостное событие после такого разговора оказывалось безнадежно испорчено?
Неприятность таких ситуаций состояла еще и в том, что сделанный косяк было уже никак не исправить. Он остался далеко в прошлом. Плакать, просить прощения уже не имело смысла. А я вот, оказывается, уже сколько времени после него живу непрощённая, а следовательно, нелюбимая (так мне тогда казалось).
К каким результатам это приводило? Лет в 10-12 да, пожалуй, и позже - я жила в постоянном страхе и неуверенности. Я не знала, хорошо или нехорошо я поступаю, правильно ли будет сделать то или это. Само собой, такой настрой не способствовал гармонии и взаимопонимания с окружающими… А у меня попросту не было чётких ориентиров. Ведь во время описанных маминых попыток воспитания я не запоминала толком, что именно послужило для них поводом. В памяти оставалось только лишь, что я неправа, что я вела себя плохо, и вообще всё плохо. Поэтому чисто педагогического толку от всего этого было чуть.
Честное слово, в детстве я мечтала, чтобы меня иногда наказывали. Как моих сверстников - сразу же после содеянного . И главное - чтобы пусть отругали, отшлёпали, но тут же простили и забыли. А не предъявляли претензии неожиданно через полгода. А то живешь и не знаешь, всё ли в порядке, или уже наполняется чаша терпения и «шьётся дело» об очередном косяке.
Иногда, надеясь подстелить соломки на месте возможного падения, я даже спрашивала маму: «Я хорошо себя вела?» И замирала в ужасе, ожидая ответа. Потому что всегда или почти всегда какое-нибудь замечание да находилось. Наверное, непедагогично было бы оставить ребенка совсем без замечаний в ответ на такой вопрос. И я слышала: «Да, хорошо, вот только…»
Между прочим, то же самое относилось и к похвалам. Долго еще, став взрослой, я не любила, когда меня хвалили. Почему? Потому что привыкла слышать: «Да, ты молодец, вот только…» Хотя это уже другая тема.
Каждый, наверное, может много чего такого вспомнить из своего детства. Ведь нет на свете идеальных родителей. Есть родители, которые делают больше или меньше ошибок.
А ведь каждый думает: вот стану мамой/папой - ни за что не повторю ошибок моих родителей… Может быть, и не повторит. Но неизбежно наделает со своими детьми своих собственных ошибок…

дети, немного самокопания

Previous post Next post
Up