Всем привет! Буду постепенно возвращаться сюда, пока что просто закину пару текстов о том, чем сейчас занимаюсь.
Написала длинный текст для
блога "по месту работы" - думаю, будет интересно и вам. Лучше читать на сайте - там красивее фотографии расположены :с)
Считатеся, что золотая эпоха фотожуралистики пришлась на 30-50 гг ХХ столетия. Тогда технологии печати позволили перейти от рисованных по мотивам фотографий картинок к прямой печати кадров в газете, а тележурналистика еще не была способна охватить всё и вся, и выпуски новостей сводились к монологам «говорящей головы», изредка перемежающимся все теми же фотографиями.
В спортивной фотографии этот период продержался чуть дольше. Здесь момент трагедии или славы слишком скоротечен: Берлинскую стену можно сломать лишь однажды, а побитый только что рекорд мира может продержаться всего до следующего забега или заплыва. По сути, удачный кадр может продлить момент славы надолго. К сожалению, СССР был отрезан от медиа-пространства мира, но за рубежом некоторые спортивные кадры узнаются не хуже, чем логотипы Макдоналдс. Сейчас, в эпоху Кличко, фанатам спорта моложе 40 сложно вспомнить чем же был знаменит Мохаммед Али. А вот этим, например:
Фото: John Rooney/AP
Защитник в футболе - не самая носимая на руках фигура, как правило их замечают лишь из-за ошибок. Но, думается, вот этот кадр капитана англичан Терри Бутчера принес ему славы больше, чем 77 матчей за сборную. Снимок популярен далеко за пределами футбольной журналистики, и хотя сам Бутчер когда-то отыграл 3 матча с переломом малой берцовой кости, миру известен он как «тот псих с разбитой головой».
Фото: David Cannon /Allsport
Отправляясь в командировки на большие спортивные события фотографы тащили на себе вагон и маленькую тележку оборудования. Съемка на пленку предполагала проявку и печать. Думаю те читатели, кто имел дома любительский набор для этих процедур и помнит ночи при свете красного фонаря (в исключительно приличном смысле этого слова) - прекрасно представляют, какой вес и объем приходилось таскать на собственной спине. В середине века снимки пересылались экспресс-почтой, и большим облегчением НЕ стала возможность пересылки через линии телефонной связи. Потому что с момента изобретения передатчиков фотографам пришлось возить с собой и их тоже. Вот пример - трансмиттер Юнайтед Пресс Интернешнл, способный передавать черно-белые снимки через аналоговый сигнал телефонной линии. Передача снимка занимала до 10 минут, и чтобы полностью понять и насладиться процессом очень советую запустить со звуком приложенное ниже видео (всего 30 секунд неземного блаженства).
Фото:
Chris Wilkins В 1988-м «Франс Пресс» (AFP) предоставила своим фотографам Dixel - во время зимних Олимпийских игр в Калгари сотрудники смогли передавать цветные (!) фотоснимки за 2-3 минуты, чем утерли нос коллегам. Но позже оказалось, что машинка слишком хрупкая, и путешествий не любит - от любого движения у Dixel отваливались контакты и платы, что требовало от фотографов таскать с собой еще и паяльник (к тому же знать, куда и как его применить).
Цифровая эпоха подарила фотографам как минимум свободу передвижения. Несомненно, крутизна современных камер добавляет им веса, но отсутствие необходимости таскать с собой ведерко для проявки, лотки для закрепителя и штатный глянцеватель - еще какое облегчение! Моя первая цифровая фотокамера KODAK весила полкило, имела на борту гордую надпись 1 MEGAPIXEL и позволяла снять на карточку целых 36 кадров. Сейчас моя мобилка (а я не люблю бесконечные апгрейды и новинки и она снята с производства уже года 4 как) весит в пять раз меньше, имеет матрицу в волшебных 3 мегапикселя и может снимать даже видео. Сколько кадров в нее влазит - я не знаю, я еще не исчерпала резервов чахлой карточки, поставляемой по определению.
Евро-2012 позволило с близкого расстояния взглянуть и даже потрогать руками элементы научной фантастики. Дело в том, что спорт для съемки - объект не простой, и если политиков из конференц-зала можно снимать хоть на айфончик, то угнаться за Торресом могут только лучшие из лучших из лучших. Для этого фотографам нужны не только особые «дальнобойные» объективы, но и возможность снимать ими при скудном освещении. Светосила оптики едва ли не важнее самой дальнобойности - но лучше, когда в объективе есть и то, и другое. Современные огромные объективы, которые торчат из-за рекламных щитов во время матчей Чемпионата Европы или Лиги Чемпионов весят 4-6 килограмм и стоят от $10 тыс. Компания Canon во время Евро-2012 давала возможность аккредитованным фотографам «пощупать» новую камеру, которая позиционируется как профессиональная репортерская: это Canon EOS 1 DX, снимает до 12 кадров в секунду, весит почти полтора кило, стоит $7 тысяч. Штатив-монопод, быстрый ноутбук, сменные карты памяти - это все уже попадает в разряд необходимых мелочей. Фотографы - они ведь иногда еще и кушать хотят, им зарплату платить надо, поэтому - если уважаемый читатель произведет в уме пару арифметических операций, то сразу поймет: сегодня широкую сеть фотокорреспондентов может себе позволить только очень, очень, ну просто таки оооочень крупное издание. К этому мы еще вернемся.
Что еще можно было увидеть во время Евро? Камеры и объективы можно глянуть и в интернете, а вот организацию рабочего места - только, собственно, на рабочем месте.
Целый месяц домом для журналистов всех мастей - пишущих, говорящих, снимающих - был пресс-центр. Он занимал бОльшую часть киевского Дворца Спорта, и попасть внутрь можно было только пройдя два этапа сканирования - сначала чипа в удостоверении, а затем через «рамку». Сумки с оборудованием отправлялись на рентген. Главное помещение - зал ледовой/баскетбольной арены с кубом-телевизором. Вся площадка была заставлена столами для журналистов: розетки, вай-фай, для фотографов - специальные широкополосные линии связи.
Согласно общей «крутости» издания фотографы заранее расписывались администрацией в специальную очередь, в порядке которой могли выбирать себе места у кромки поля. Стоять - нельзя, но зато можно сидеть на специальном стульчике - все они пронумерованы. В общем, такой важный прием художественной выразительности фотографа, как быстрый бег к эпицентру событий - сведен к минимуму.
Крупные агентства, такие как Getty Images, Associated Press, Agence France-Presse, Reuters в каждом углу поля держат «своего человека», еще один снимает сверху, из пресс-ложи. В случае, если ваше издание не слишком большое, или выбор места был сделан неудачно, есть риск получить в половине кадров вот такой замечательный подарок:
Что до необходимости передачи данных, то большинство современных камер оборудованы беспроводными устройствами. Но даже снимая на бюджетный вариант, можно чувствовать себя на высоте. На снимке ниже - линии связи, проложенные для фотографов вокруг поля. Розетка для ноутбука и разъем для подключения к «шестиполосной» магистрали в Интернет, заботливо завернутые от дождя в сувенирный воздушный шарик «Укртелекома», прилагаются к каждому посадочному месту фотографа. Один мой коллега во время поединка англичан со шведами умудрился посматривать матч сборной Украины по сопкасту - в общем, комфорт рабочего места просто зашкаливал.
Коллеги устанавливают фотокамеры на радиоуправлении за воротами - а может просто пользуются случаем прилечь на травке, отдохнуть:
Вообще же, уровень продуманности всего до мелочей оставил очень приятное впечатление. Если у нас в случае чего-то, чего не ожидали организаторы (а это может быть сам факт наличия такой профессии - фоторепортер) принято всё немедля запрещать, не пущать, и по ушам надавать, то УЕФА озаботился даже бесплатной водичкой для журналистов. Более того - прохладной водичкой - что в условиях накала температур и страстей было очень приятно. Чтобы фотографы не попадали в радиус поражения телекамер, во время выхода команд на поле их отгораживали специальные волонтеры с канатами (на фото ниже - см. люди в синих футболках), которые - и тут снова отдельное спасибо - были предупреждены о том, что в момент съемок им лучше бы присесть и не мешать фотографам.
Как тут не вспомнить, что однажды в Харькове, когда я попыталась по беговым дорожкам перейти за другие ворота, на меня с кулаками напало какое-то существо (мужчиной это не назовешь) без опознавательных знаков, но с воплями, что, мол, «нельзя». Не говорю о моральной стороне вопроса - без предупреждений поднять руку на женщину, схватить ее за одежду, попытаться разбить камеру - говорю об организации. Это ведь был какой-то работник из структуры «Металлиста» (или стадиона), человек получающий зарплату. Или киевский вариант, когда пару лет назад работники пресс-центра закрывали его после матча, а взятые в залог манишек удостоверения журналистов ссыпали на газетку прямо на асфальте, в паре метров от закрытых дверей. Спасибо, кстати, что хоть на газетку. Есть где-то у меня фото, на котором немолодой сотрудник Reuters роется в этой куче в поисках своей пресс-карты во время какого-то из матчей еврокубков. В общем, разница в организации - просто два разных мира, «здесь» и «там».
Впрочем, не хотелось бы завершать запись утверждением, что над всей Испанией безоблачное небо. Приведенный выше подсчет стоимости съемки матча насторожил меня еще до начала Евро. Мне было интересно следующее: да, понятно, что не каждое даже крупное всеукраинское издание может себе позволить купить технику «под спорт», а еще лучше - 10 комплектов и разослать фотокоррам всех городов высшего дивизиона. Так получается, что в 99% случаев украинский фотограф сам должен обеспечивать себя техникой. Пусть и не такой крутой, но тянущей на пару тысяч убитых енотов минимум. Т-есть, конечно, у нас за воротами часто наблюдаются особы, снимающие на мобильник (кстати, риторический вопрос к клубам - ну вот что они там делают? Как из года в год туда попадают?), но за последние лет 5 техника в руках коллег значительно улучшилась - в основном усилиями тех же коллег.
Но даже не смотря на то, что специально для Евро я выпросила камеру у друзей, а на объектив насобирала, откладывая деньги со школьных завтраков пять лет без перерыва (и то - лишь на аренду, а не на покупку), в толпе коллег меня было проще всего узнать по самой непрезентабельной технике. Хотя лично я считаю, что размер - не главное :) и вы меня узнаете:
Во всем же мире идет тенденция к отказу от услуг «личных» фотографов, по уже упомянутым выше причинам. 4-5 крупных агентств, заслав на матч по 5-6 фотографов с техникой на грани фантастики, способны обеспечить миллионы локальных газет, журналов и сайтов дешевыми, хоть и одинаковыми фотографиями. По годовой подписке один месяц (т-есть все Евро, все города - без перелетов, гостиниц и зарплат) издание может заплатить пару сотен долларов и получить «почти всё». То же самое происходит и с политическими событиями, и с тревел-фотографией, и даже в мире моды. Впрочем, посмотрев как работает на финале сосед-фотограф подобного немецкого агентства, мне почему-то не захотелось искать счастья в этой тусовке. Вставив в фотоаппарат сетевой кабель, он как пулеметчик из-за бруствера строчил те самые 12 кадров в секунду каждый момент, когда футболисты приближались к мячу. Т-есть вообще каждый, без разбора удачности ракурса или важности момента. Поток гигабайтов фоток с его камеры утекал в пресс-центр, где сидел фототехник и искал в них что-то «на продажу». Уже через 5 минут фотографии могли появиться в сети.
Может во мне взыграли гены деда-зенитчика, но как-то грустно мне было за немца, грустно и печально. Хорошая в принципе работа, «руки в тепле», но безыдейно. Мое личное мнение - современную фотографию губят именно эти безграничные гигабайты и океаны «фоточек» - пленка, которой в катушку влазило от силы кадров 40 - и то если совсем туго намотать - все-таки была хорошим ограничителем качества.
Фото: Александр Приходько
С другой стороны - у меня, человека, выросшего на любви к научной фантастике - современное техническое закулисье таких событий не может не вызывать священный трепет. Мой первый пленочный фотоаппарат, «Зоркий-4», моя первая цифровая камера (упомянутый выше «целый один мегапиксель!»), снимавшая кадры 1152x864 - в сравнении с нынешними монстрами кажутся игрушками для куклы Барби. До сих пор не перестаю удивляться - как это мы за жизнь (а то и за 5-10 лет) переживаем такие революции, часто не обращая на них внимания.