После долгих сомнений и раздумий решила-таки сделать письменный перевод и опубликовать в ЖЖке главу из книги "Наш ребёнок от рождения до трёх лет", посвящённую этой деликатной теме... Слабонервным просьба отвернуться и сделать вид, что сдесь мираж, монтаж,пустое место (нужное подчеркнуть). Делаю это с простой целью - иметь место, куда послать одним коротким линком всех потенциально заинтересованных друзей, как виртуальных, так и реальных, но имеющих интерес как к теме самой по себе, так и к содержимому этой конкретно взятой главы из вышепомянутой книги.
Флуд не запрещается, флейм не поощряется (это я так, на всякий случай, а то вдруг и правда кого-то заинтересует какашкина тема). :о)
Прощай, подгузник!
Способность осознанно контролировать процессы мочеиспускания и дефекации - важный этап неврологического и психологического развития ребёнка, который наступает в основном на третьем году жизни, раньше у девочек чем у мальчиков. На самом деле, ситуация каждого ребёнка индивидуальна, и начало использования горшком никогда не должно быть навязанным или преждевременным: это может оказать негативное влияние на его личность и его поведение, не говоря уже о том, что малыши, которые обретают слишком рано контроль за мускулами, позволяющими удерживать мочу и фекалии, в будущем склонны легко терять его и мочить постель во сне.
Наблюдайте за ним, пытаясь понять, когда пора отказаться от подгузника: как и воспитание слишком жёсткое, так и слишком поздно замеченные сигналы зрелости контроля сфинктеров может сбить нормальные физиологические ритмы ребёнка.
Важное завоевание
Контроль сфинктеров - это психологически фундаментальный для ребёнка опыт, когда он открывает для себя деятельность, которую до того момента даже не осознавал в качестве зависящей исключительно от него самого. В этой фазе родители должны будут запастись терпением, потому что прогрессы неизбежно будут сменяться резкими инверсиями тенденций и неожиданными регрессами, которые не должны обеспокаивать, но должны рассматриваться как демонстрация ещё несовершенного физиологического контроля: иногда дети сначала не уверены в том, что это в их силах. Поэтому мама и папа, чтобы помочь ребёнку развить достаточную веру в своих способностях, должны уделять большое внимание его душевному состоянию, избегая драматизировать неизбежные «заминки» и награждая малыша каждый раз, когда он успешно использует горшок по его назначению.
Подходящий для «большого шага» возраст
Идеальный возраст для начала «натаскивания на горшок» между 20 и 24 месяцами, когда нервная система малыша достигает зрелости, которая позволяет ему вовремя распознавать и, следовательно, контролировать, сначала позывы к дефекации и, впоследствии, к мочеиспусканию. Обычно это происходит в возрасте, когда ребёнок корректно произносит различные слова, демонстрируя осознание их смысла; поднимается и спускается по ступеням без поддержки или держания за перила; ловко манипулирует объектами и в состоянии концентрироваться на какой-либо игре как минимум 10 минут. После 2-х лет дети начинают также плохо переносить ощущение мокроты, чувствуя большую чем раньше необходимость чувствовать себя сухими и чистыми. В общем же первые дети, которые не посещают ясли, в отсутствии стимула копировать более взрослых детей, испытывают меньшее стремление к автономии по сравнению со своими ровесниками.
В 18-20 месяцев можно уже пробовать предлагать горшок в виде игры, выбрав модель яркую и весёлую, возможно, в форме животного или машины, с головой или рулём: ребёнок от души развлечётся переворачивая его, перетаскивая с место на место, садясь на него, горшок будет следовать за ним по всему дому в его передвижениях. Когда, однако, ребёнок поймёт, для чего он нужен, необходимо объяснить ему, что место горшка - в туалете. Принятие горшка в основном зависит от личностных характеристик (детки более ленивые, или упрямые, или строптивые могут потребовать больше времени) и от подхода мамы (если предпочитает подождать, ребёнок менее стимулирован освободиться от подгузника). Когда, как вы думаете, ваш ребёнок готов к «большому шагу», пробуйте снять подгузник, без длительных ожиданий. Разумеется, первые попытки требуют большого терпения: важно не предлагать горшок с угрозами, а скорее как весёлую игру.
Контроль дефекации приобретается легче, в том числе и потому что позыв к ней проявляется реже в течение дня, примерно в одно и то же время. Чтобы ребёнок не был старался сдерживаться, необходимо удерживаться от любого проявления отвращения, наоборот, чтобы помочь его психофизическому развитию, хорошо, если семья «принимает» их как «маленький подарок». Может быть полезна и игра в совместное прощание с какой, которая уходит из унитаза по трубам и отправляется в море.
Приобретение контроля за мочеиспусканием требует большего времени, потому что физиологический механизм более трудный для овладения. Помните, особенно когда уже начнёте приучение к горшку, что ваш лучший союзник - время (ну и чувство юмора, конечно): не спешите и не злитесь, если ваш ребёнок пописал там, где не должен бы был этого делать, будь то диван бабушки или коврик в приёмной педиатра.
Летом всё гораздо проще (врезка)
Вне всяких сомнений, лучшее время для начала приучения к горшку - это тёплое время года, когда малыш не рискует замёрзнуть даже если обмочится (как это случается поначалу) и может ходить по дому или на пляже под солнышком в одних трусиках, наслаждаясь свободой.
Но ждать лета вовсе необязательно, важно, чтобы он был готов. Чтобы понять это, попытайтесь внимательно понаблюдать за его поведением. Можно рационально считать его готовым, если:
*если ему доставляет неудобство находиться в мокром подгузнике;
*если когда ему нужно «по большому», в одно и то же время, ищет уединённый и спокойный угол;
* если он часто сух даже после дневного 2-3-часового сна;
* если, после того как один раз сумел сделать дела в горшок, этим неподдельно гордится.
F. Dolto. Проблемы наших детей. Издательство Mondadori, 2006
Если ребёнок не готов, переход к горшку запрещён (врезка)
Нет никаких педагогических преимуществ, есть преимущество только в уменьшении работы и в необоснованном тщеславии сделать так, чтобы ребёнок был «дисциплинированным» производить экскременты до того как они бы появились «по природе», без ограничивающего вмешательства взрослых. Есть, наоборот, многие неудобства, потому что подобное воспитание требует привлечения взрослым внимания ребёнка к анальному отверстию и мочеиспускательному каналу, давая им таким образом оценку эстетическую и моральную. «Прекрасно» и «хорошо», если ребёнок не пачкается, «плохо», если ребёнок не заботится об этом - и эти оценки трансформируются в поводы для удовлетворения или неудовлетворённости ребёнка, в соответствии с реакцией окружающих.
Нервная система маленького человека с рождения неполностью развита, она продолжает развиваться, заканчивая своё развитие только примерно около 18 месяцев. Можно сказать, что ребёнок приобрёл контроль над своими мускулами когда он в состоянии самостоятельно подняться и спуститься по ступеням. Если же он не умеет этого делать, это опасно, если он верит, что поступает хорошо, удерживая мочу или фекалии для того чтобы понравиться взрослому. Необходимо прививать детям с самого раннего возраста мысль, что не живут, не растут, не едят, не подавляют собственное тело чтобы доставить удовольствие взрослым, но для радости своим личным достижениям.
Они (дети) должны понять, что «пипи» и «кака» являются частью жизненных функций тела, и не они важны, но то что даёт жизненную силу.
Самый поздний срок для отказа от подгузника
Если верно, что упорствовать преждевременно не имеет положительного эффекта и имеет только риски подвергнуть ребёнка юесполезному давлению, необходимо, тем неменее сделать его самостоятельным до достижения трёх лет, чтобы он мог посещать детский сад. В любом случае, если от «дневного» подгузника не удаётся отказаться к 3-4-м годам, необходимо объявить об этой проблеме педиатру, который проведёт необходимые исследования, чтобы понять природу проблемы - органическая ли она (например, уменьшенный объём мочевого пузыря), патология (как, например, мочеполовая инфекция), поведенческая или психологическая. Ночью же, поскольку период времени более долгий, может случиться что его (подгузник) будет необходимо использовать до 5 лет.
Постепенно и спокойно
Хороший метод, чтобы начать приучение к гигиене - снимать подгузник только на несколько часов, увеличивая постепенно период времени и предлагая горшок время от времени, чтобы ребёнок мог привыкнуть к этому объекту и понять периодичность, с которой в нём нуждается. Важно, чтобы всё это проходило в спокойной обстановке, чтобы время сидения на горшке было коротким, ребёнок не чувствовал мебя покинутым, мама или папа были с ним, воодушевляя его и делая ему комплименты, а его первые успехи встречались с радостью... таким образом малыш подталкивается к продолжению эксперимента, чувствует себя в центре внимания и будет горд своими подвигами. Если же наоборот не происходит ничего, лучше подождать как минимум 10-15 минут прежде чем попробовать снова, дав ему возможность расслабиться.
А ночью?
Потребуется время чтобы ваш малыш смог отказаться от подгузника и ночью: в 2-3 года мочиться в постели во время сна полностью нормально, потому что в этом возрасте ребёнок ещё не в состоянии удерживать мочу более 4-5 часов подряд, тогда как глубокий сон не позволяет ему почувствовать нужду и проснуться. Таким образом, лучше подождать, пока малыш начнёт регулярно просыпаться в сухом подгузнике прежде чем перейти на трусики и ночью. Но, даже избавившись от подгузника, горячо рекомендуется защитить матрас клеёнкой, потому что вполне может случиться «ночной инцидент».
Инциденты
Это совершенно нормально, что поначалу малышу, уже приученному пользоваться горшком, случается не удержаться и обмочиться. «Инциденты» этого типа достаточно часты, особенно когда ребёнок очень увлечён игрой или каким-либо другим занятием: в этом случае, почувствовав даже стимул, чтобы не прерывать развлечение, убеждает себя, в том что всё под контролем и он может потерпеть ещё немного, но, разумеется, не справляется. Частота этих «инцидентов» в любом случае должна бы постепенно уменьшаться.
И совершенно другое, если ребёнок начинает снова мочиться после долгого периода успешного контроля за мочевым пузырём. Часто это совпадает по времени с каким-то особым переходным моментом: болезнь, начало садика, рождение младшего ребёнка, развод родителей. Или же происходит как выражение желания отката назад перед лицом требований взрослых, которые ребёнок воспринимает как чрезмерные. Чтобы помочь преодолеть ему кризис, очень важно находиться в эмоциональной близости к ребёнку, демонстрировать, что его трудности понимают, прислушиваться к его потребностям во внимании, не позволяя ему чувствовать себя никчемным из-за ситуации, которую он сам не в состоянии решить. Принимая с лаской его трудности, можно решить проблему в короткое время. Крики и наказания не подталкивают малыша «стараться лучше», напротив, ухудшают ситуацию из-за тревоги, смешанной с чувством вины и неадекватности, или из-за страха наказания. И так банальная «дорожная авария» рискует превратиться в длительный регресс. Если ребёнок не в состоянии контролировать себя, важно также воздерживаться от использования терминов из категории «ссун» и «грязнуля», которые, даже если произнесены любящим тоном, могут унизить его.
Почему дети мочатся в ванне? (врезка)
Jana Murphy. Понять наших детей. Издательство red!, 2006
Сами врачи признают, что контакт с тёплой водой стимулирует мочеиспускание: многие даже советуют своим пациентам, испытывающим проблемы с мочеискусканием, погрузить руки в умывальник, наполненный тёплый водой. Если хотите доказательств, опустите ребёнка в ванну с тёплой водой и удостоверьтесь в этом сами: реакция ребёнка на ощущение прикосновения голой попы к тёпной воде в ванне практически одинакова.
Когда ребёнок мочится в ванну, он практически даёт ещё рдно доказательство факта, что тонкие соединения его нервной системы ещё только формируются. Есть разные уровни приучения к горшку, внутри одного долгого периода перехода от подгузника к контролю за сфинктерами. Человеческий организм владеет некоторыми рефлексами (очень примитивными, присущий млекопитающим), которые действуют так, что влажность вызывает ощущение необходимости мочеиспускания, и только гораздо позже, по сравнению со стадией приучения к горшку, приобретается способность противостоять этим рефлексам.
Мочевой пузырь здорового взрослого человека управляется сложной системой «сообщений»: мочевой пузырь постоянно отправляет мозгу сообщения об уровне жидкости в нём, и мозг в свою очередь шлёт ответные сообщения, которые, в своей массе, гласят «ещё нет». Когда взрослый готов опорожнить мочевой пузырь, передаётся, напротив, сообщение положительное, и, после серии сокращений и расслаблений мускулов, миссия доводится до своего успешного завершения.
Дети от года до трёх, разумеется, на полдороге между младенцем с его полным автопилотом и взрослым, который имеет этот впечатляющий контроль над своим организмом. От 2 лет и далее, ребёнок, шаг за шагом, в состоянии оставаться сухим на периоды всё более и более длительные между мочеиспускания, м начинает осознавать, как себя чувствуешь с наполненным мочевым пузырём и потом, наоборот, с освобождённым. В ходе этого периода времени однако ребёнок продолжает быть во власти шума бегущей воды и расслабления мочевого пузыря когда его погружают в ванну.
Giulia Settimo, Gianfranco Trapani. Il nostro bambino dalla nascita ai 3 anni. red!, Milano, 2010
Джулия Сеттимо, Джанфранко Трапани. Наш ребёнок: от рождения до трёх лет. Издательство red!, Милан, 2010