первый фильм Бертолуччи «Костлявая кума» (по другой версии - «Костлявая смерть») начинается в традициях неореализма, к середине напоминает начинающих Годара и Ромера, а завершается вообще в духе Альмадовара, когда убийцей оказывается бабушка героини второго плана, причем все вокруг об этом знали, но делали вид, что как бы не в курсе. если резюмировать, дебют великого и одного из любимейших мной режиссеров напоминает кого угодно, но только не самого Бертолуччи. в «Костлявой куме» повествование дробится на новеллы: несколько молодых людей, подозреваемых в убийстве, рассказывают полицейскому, находящемуся за кадром, что они делали накануне. сам сюжет позаимствован у Пазолини, потому и основные герои так близки к излюбленным персонажам автора «Мамы Ромы»: проститутка (убитая), вор (переквалифицировавшийся в жигало), врун (юный и безработный), гомосексуалист (честный), сумасшедшая старуха (и ее дочь-стерва). время от времени герои курят, замахиваются друг на друга кулаками и утюгами, гуляют по улицам с целью и без нее. основное наблюдение Бертолуччи: каждый из героев - порочен, будь он жадной домохозяйкой, вытряхивающей долги из соседей, или романтичным солдатиком, прогуливающимся по улицам Рима и засыпающим в парке. и неважно, кто грохнул старую и некрасивую шлюху. детективная история выстраивается вокруг персонажей, где каждого можно было бы замочить в парке. и никто бы, собственно, не расстроился.
запись опубликована потому что завтра Бернардо Бертолуччи на Каннском фестивале дадут вазу за вклад.