Так уж сложилось, что моя активность в вопросе о русских детских садах и школах аукается до сих, поэтому хотелось бы ещё раз вернуться к этому вопросу. Поводов сразу два. Первый - 16 октября в 18:00 состоится дискуссия "Дошкольное образование только на латышском. Излишне, рано или последняя возможность?" Мероприятие организовывает портал politika.lv при поддержке фонда Конрада Аденауэра. В панельной дискуссии примут участие Вячеслав Домбровскис (министр образования), Ина Друвиете (председатель Комиссии Сейма по образованию, науке и культуре), Эйжения Алдермане (председатель Комитета образования, культуры и спорта Рижской думы), Даце Дабиня (зам. директора департамента образования агентства латышского языка), Сигита Зановска-Одиня (исследователь центра по правам человека) и национальное объединение выдвинуло своего специалиста по вопросам образования - Эдварда Ратниекса. В лучших традициях к обсуждению изначально привлечены все, кроме непосредственно тех, кого эта дискуссия напрямую касается.
Вернёмся в недавнее прошлое. Буквально пару месяцев назад бывший министр образования Карлис Шадурскис задумался над своими политическими перспективами и, вероятно, понял, что за четыре года о нём успели позабыть. И то верно. Спроси сейчас кого - "Что этот господин сделал хорошего для Латвии, сидя в Брюсселе?" - вряд ли кто-то сможет что-то внятное ответить. "С таким настроением, слона не продашь", подумал чёрный Карлис и завёл старую пластинку про полный перевод всего образования только на латышский язык. Безусловно, это бальзамом легло на душу национально озабоченного объединения, которое уже давно говорит о ликвидации русских детских садов. Самим не хватает, а тут ещё какие-то национальные меньшинства лезут в калашный ряд.
Всё это вызывает странное deja vu и уже даже не желание участвовать в подобных дискуссиях, а только раздражение. Очевидно, что суть вопроса мало кого интересует. Смешно даже думать, что националисты заботятся о наших с вами детях. Это не их электорат и все их речи не для нас, а скорее против. Единство не слишком маскируется и идейно согласно с молодыми коллегами. Поэтому, несмотря на все прошлые дискуссии, тема подымается вновь и вновь. Не мытьём, как говорится, так катаньем. Берут на измор, не иначе.
В результате, мне захотелось разложить по полочкам позицию русского родителя, коим я, несомненно являюсь. Возможно, беру на себя некий риск, но проецирую это как некую общую позицию, которую не грех и позащищать, в случае чего...
Начнём с простого. Во-первых, любой нормальный родитель желает своим детям только всего самого лучшего. Это простой факт и это же практически готовый ответ и на любые вопросы, связанные с детским образованием. Не секрет, что исследования говорят о том, что большинство родителей, которые видят будущее своих детей в Латвии, осознают необходимость знания языка у своих детей. При этом надо чётко понимать, что все дискуссии о переводе дошкольного или школьного образования полностью на латышский - это не дискуссии о качестве образования. Это чистая политика, в которой нет места для мнения родителей, детей и зачастую даже действующих педагогов из школ нац. меньшинств (что, кстати, хорошо заметно по списку приглашённых для вышеописанной дискуссии).
Вернёмся к садам. На сегодня, у любого родителя есть несколько вариантов, которые ему предлагаются на выбор. Первый вариант - дошкольный педагогический процесс на латышском языке. Второй вариант - билингвальный педагогический процесс, похожий на процесс, который происходит в билингвальных семьях. Когда педагоги общаются с детьми на двух языках. Третий вариант - стандартная модель дошкольной образовательной модели для национальных меньшинств. Четвёртый - домашнее дошкольное образование. Прозвучало важное слово - у нас есть выбор. У каждого могут быть свои предпочтения и я, например, никогда не буду отговаривать кого-то отдать своего ребёнка в латышский садик или любой другой. Это свободный выбор каждого, свойственный любой демократической стране. Однако, по факту билингвальные садики находятся в частных руках и далеко не всем по карману. Отдавать детей в латышские садики для многих не вариант, т.к. есть обоснованные подозрения, что дети могут не прижиться в коллективе или отставать в развитии, а может и терять свою национальную идентичность. Таким образом самый массовый вариант - стандартный третий. То есть обычный русский садик со своей или теперь уже государственной программой по изучению языка. К слову, в прошлом году такую изобрели. Вот весь наш выбор. При этом, правительство, муниципальные структуры - имеют все инструменты для того, чтобы делать привлекательным ЛЮБУЮ из моделей. Как я уже писал, ведь мы исходим из того, что каждый для своего ребёнка желает лучшего, а следовательно сам, без принуждения со стороны, без долгих уговоров выберет именно ту модель, которая лучше подойдёт его детям. Следовательно и дискуссии, которые нацелены на конструктивность, должны вестись в русле улучшения выбора. В русле улучшении качества обучения. Но это надо работать. Исследовать. Думать. Вкладывать финансы. А это не просто. Гораздо проще прокричать - "закрыть к чёртовой бабушке. Кто не потонет, тот выплывет!" Лёгкие предвыборные баллы, что и говорить.
Думаю, что наша задача состоит в том, чтобы чётко и твёрдо заявить - мы сами хотим решать, какую модель образования выбирать. Мы платим налоги и имеем право не просить, а требовать достойное образование для своих детей. На том и стоять. Обсуждать же закрытие русских садов или школ мы и вовсе не намерены. В нашей повестке такого пункта вообще нет. В эту субботу, 12 октября состоится второй форум родителей Латвии. Пора и там заявить о себе и своих требованиях. Призываю активно регистрироваться и приходить.
http://www.vecakuforums.lv/ Сейчас это скорее форум латышских родителей, но из переписки с организаторами стало понятно, что им банально не получается привлечь достаточное число активных русских родителей. Не верю, что их у нас нет.