Снова копирайтосрач.

Nov 25, 2013 07:04

У Дивова скучно, у Лукьяненки душно, у Еськова параноидальная борьба с кровавым режимом, а вот у Лазарчука довольно свежо.

Суть та же: продажи падают, икра протухла, хлеб заветрился. Подайте писателю, холопы, а то так есть хочется, аж переночевать негде до тех пор, пока вас, плебеев, не начнут сажать. Пассажи про посадки и кровавую руку режима вообще дохуя прекрасны. Не то чтобы я писателя не понимала - все хотят больше денег и меньше работы, кто я такая, чтобы осуждать. Все мудаки, понятное дело, бессовестные, душа болит за литературу и будущее нации, и вы, пираты, вынуждаете. Это довольно стандартная часть, нестандартная начинается дальше.
В комментариях Лазарчук несколько раз картинно заламывает руки, что он, дескать, не разумеет в пеар и рекламу. Даже можно поверить. Сначала.
Пока не видишь, как страдающий без рекламы писатель, вынужденный стать продажником, собственно, продает.
Я, признаться, Лазарчука не читала. Мне друзья (с которыми я не всегда совпадаю по вкусам, надо сказать, иногда они от избытка эмоций бывают редкостными говноедами, а иногда и у меня критичность выключается) его регулярно хвалили. Причем в таких аспектах, в которых я им склонна верить - так что скорее всего, Лазарчук действительно талантливый и развитый писатель. Но вот не читала, так сложилось, я вообще русскоязычную фантастику не люблю примерно по тем же причинам, по которым Ненавижу Все Русское (тм). Но в принципе я существо довольно разностороннее, восприимчивое к медиаконтенту любого уровня и формы и без предрассудков. То есть если вот я раньше никогда не читала, это совершенно не значит, что я не начну читать в следующую же секунду. Такшто раз уж писатель заявляет, что продает себя сам - он может попробовать мне это продать.
Наблюдение за этим самым процессом продажи вызывает у меня классический восторг.

Эксперимент по продажам электронных книг ставится на завернутом издателями фанфике по Стругацким, который называют неудачным даже некоторые фанаты. Название у фанфика такое, что в здравом уме никто даже за обложку не заглянет. В двух томах. В комментариях внезапно выясняется, что оно еще и "обрывается на полуслове", то есть должен быть третий том, только автор его писать не будет. Вообще. Продают его на собственноручно сделанном магазине (хотя это с некоторой стороны не такой однозначный минус) без раскрутки, рекламы, с мизерными посещениями и техническими проблемами с оплатой и скачкой. То есть мы имеем то, что В ПРИНЦИПЕ не должно продаваться, НИКАК. Продается, к слову, на тысячу долларов.

В комментариях к рекламному срачепосту беснуются писательские хомячки, бросающиеся на каждого задающего самый естественный вопрос "а кто вообще такой писатель Лазарчук, почему я его вообще должен покупать" с оскорблениями в духе "если ты не знаешь кто такой Лазарчук - ты быдло и недостоин". И ни одного даже копипастного ответа по сути - ну, я там низнаю, "писатель Лазарчук талантливый, у него награды, клевый язык и интересные сюжеты".
Это, я напомню, писатель заявляет себя как продавца. Дивов недавно писал, как должен себя вести писатель, который хочет себя продавать. Но это к ним, конечно, не относится, для них жопу случайному анониму из жж вылизывать ниже достоинства, гораздо удобнее нахуй послать, а потом обвинять пиратов, убивающих. Советская система масскульта вообще много их породила, творцов, для которых читатель-зритель ничего не значит. Но я не об этом.

Про пиратов тоже занятно. У них, "копирастов", крайне романтический образ этих пиратов в голове. Они видят себе каких-то злонамеренных врагов, чуть ли не центральное управление пиратства, которые там в центре что-то сканируют-выкладывают, после чего управляют мыслями бараноподобной аудитории, заставляя ее скачивать. Это видно по страстному желанию "сажать" - они всерьез уверены, что достаточно посадить для острастки Кто-Там-Владеет-Флибустой, и бараноподобная аудитория в лучшем случае Осознает, в худшем - Испугается.
Они не понимают, как устроено это "пиратское" сообщество. Они не понимают, что выкладывающий книжку, песню, фильм или иной субъект копирайта для скачки юзер делает это из идеологических соображений разве что в 1% случаев. Таких, возможно, и получится напугать посадками, хотя и сомнительно. Но для остальных 99% "пиратская" деятельность - это акт социальный.
Они это для ачивок делают, для социальных связей и для обсуждения.
Лояльный покупатель, купивший книгу на легальном ресурсе, не получит никакого социального капитала. Никто не будет знать, что он ее купил (по крайней мере, магазину и издателю до этого нет дела, так-то механизмы есть). Никто не будет обсуждать с ним эту книгу. Никто не поощрит его за покупку. Все, что лояльный покупатель получит - это шанс быть облитым говном от любимого автора, когда тот снова решит поплакаться на публику и поукорять ее за то, что хоть и купили, но недостаточно задорого и в недостаточных количествах.
"Пират" получит признание среди остальных, если он ее распознал/выложил/откорректировал, площадку для обсуждения, если скачал, в любом случае его сальдо будет положительным - он не потратил ничего, а взамен получил что-то. Он получит социальную движуху. Например, всем известный рутрекер - это соцсеть в первую очередь, а потом уже, собственно трекер. Лостфильм - соцсеть. Флибуста - тоже (хотя на этом поле конечно Самиздат всех уделывает).
В осознании этого контраста лежат все проблемы дистрибуции медиаконтента сегодня. Посмотрите на гениальных Valve. Осознайте, что это вы идиоты, если не понимаете, зачем 30-летние люди играют в собирание нарисованных карточек, титулов и бэджей.
И именно поэтому 99% пиратов срать хотели и на демонстрационные посадки, и на недовольство "копирастов". Если вдруг, волшебным образом, завтра из интернета пропадут все бесплатные книжки, они не начнут покупать их у издателей. Не потому, что они идейные или любят воровать. А потому, что издатели не хотят продавать им то, что "пираты" хотят купить.

Еще одна проблема, конечно, финансовая, внутри которой на самом деле другая, общечеловеческая.
Издательское лобби по очевидным причинам не желает признавать, что в реалиях 2013 года рыночная стоимость развлекательного контента в формате "просто книжка" чудовищно завышена. Текстовый контент проигрывает абсолютно всем конкурентам, и при этом продолжает продаваться по завышенным ценам. Читатель сегодняшний отличается от читателя 30+летней давности принципиально. Да, из-за интернета. Нет, не потому, что сегодняшний читатель тупой и ограниченный, а из-за того, что тупой и ограниченный как раз тот, кто пытается на нем заработать. Интернет и его влияние читателя подвели ближе к трансчеловечеству, чем большинство тех, кто использует устаревшие принципы производства и распространения интеллектуального контента. Это очень длинная мысль, я ее как-нибудь потом разверну. Но пока они искренне считают, что уход "писателя" в "блогеры", "сценаристы" или "публицисты" это отрицательное со всех сторон явление - с ними сложно разговаривать. Потому что пропасть такая, что почти физически неприятно на краю стоять.

PS
Видела в комментах на источниках срача Брокхарта. Передаю превед.

books, holy war

Previous post Next post
Up