Прошлым летом я начал активно катать на велосипеде, за сезон проехал почти 1000 км. Даже попробовал маршрут одного дня «Звенигород-Истра». Получилось набрать 43 км за день, было весело, легко и ненапряжно. Осадки тогда не сильно помешали, мы спокойно приготовили шашлыки под навесом из дождевиков.
Дом → Рижский вокзал → Истра → Звенигород → Белорусский вокзал → Дом, 43 км
Кстати, очень рекомендую этот легонький маршрут, его можно катать в любую сторону. На пути встретятся и лесные тропинки, и неожиданные заборы, и асфальт, и грунт, но все проходимое, даже с небольшой физической подготовкой. Скачать трек в
формате kml В пеших горных походах постоянно встречал велосипедистов с огромными сумками на багажнике и грезил таким опытом. Весной закинул клич друзьям и мы начали готовиться к небольшому походу с двумя ночевками. Серьезно подошли к подготовке: выпустили к событию футболки только что зародившегося клуба PubCycling (еженедельныe вечерние прогулки на велосипедах по вечерней Москве от паба к пабу, отдельно потом расскажу об этом); расписали меню трапез; распределили нагрузку продуктами и общественными походными мелочами (топор, каны, палатки и т.д.); провели тестовые выезды по лесным тропинкам и дорогам в Москве (да-да, есть Тропарево, Кузьминки, Лосиноостровка, Сокольники, Ботанический сад, Филевские леса и им подобные нетронутые природные парки Москвы). Но за самое главное - велосипедное походное снаряжение и проработку маршрута мы взялись в последние дни перед выездом. Это и привело к неудобству передвижения из-за довольно дешевых велосипедных сумок типа «штаны», а также к перемещению по маршруту не на железном друге, а посредством буксира его по адским пескам Мещёрского края.
За два месяца Андрей (кстати, это именно тот экстримал, который вывез меня этой зимой кататься на доске в индийских Гималаях) предложил Мещерский заповедник, показал красивый сайт с описаниями. Никто не стал спорить, в конце концов, какая разница куда ехать, главное, чтобы не радиалка получилась. За неделю до выезда был выбран маршрут «Петушки-Черусти», исходя из
опубликованного на велорадаре описания. Протяженность 160 км, ни у кого не возникало сомнений, что мы в ленивом темпе осилим этот километраж за 2 дня. Простите, я немного обманываю ) Друг Сереженька погрузился во всемозможные обзоры и форумы, навел справки и ... отказался ехать за день до старта. Даже аргументировал:
Каким-то чудом, выезжая только на личной харизме, уговорил Сережу поехать в это заранее безрассудное путешествие. Забегу вперед и скажу, что мы выдержали всего 77 км, срезав маршрут до минимума, даже в истерике изменили конечный пункт - «Петушки-Шатура». Спойлеров больше не будет, разве что сразу покажу итоговую картинку пути:
Курский вокзал → Петушки → Мишеронский → Шатура → Казанский вокзал, 77 км
Скачать трек в
формате kml -1-
Начну свое несколько подробное описание прошедшего безумия с представления команды путешественников:
Кирилл - Сильное звено, за все время наших лишений и ада похода мы не услышали от него ни одной капли нытья. В трудные моменты из его необъятной сумки появлялись вкуснейшие ништяки, приготовленные собственноручно
Андрей - лидер Экстрима, постоянно уносящийся вдаль (видимо, чтобы мы все его не убили за выбор маршрута) и пресекающий на корню любую попытку бунта на корабле
Сергей - провидец, половину похода расстраивающийся от своего своего дара верного предсказания. Внутренний голос каждого участника, который мы стеснялись показывать
Саша - удивлял сменой физических состояний, а также предназначением фонаря на лбу днем - «чтобы панама не улетала!»
Артем - Рыцарь похода. Человек, который встал в 8 утра и пешком вместе с железным другом сходил за 30-ю литрами воды!
Костя - молчаливый человечище, отпускающий емкие и правдивые шутки про Андрея, выбравшего прелестный маршрут
Ну и ваш скромный слуга, участвующий в организации всего этого безобразия:
-2-
Наш маршрут начинался там, где заканчивался легендарный роман Венечки Ерофеева
«Москва - Петушки», то есть не испытать на себе атмосферу подмосковных электричек никак было нельзя. Кстати, в отличие от Метрополитена, РЖД разрешает провозить велосипед, даже продает билеты (в часы малой нагрузки с 11:00 до 16:00 и с 21:00 до 6:00 разрешается бесплатный провоз), но при этом никаких удобств для комфортной перевозки не создает. Приходится ютиться в тесных тамбурах, либо нагло занимать диваны целиком:
-3-
-4-
-5-
Всегда, покупая что-либо к велосипеду, удивлялся тому, как все аксессуары сделано толково, удобно и качественно. Расскажешь консультанту в магазине свою нужду - он тут же приподнесет тебе девайс, устройство которого тебя восхитит, а функциональность полностью удовлетворит. С вопросом перевозки туристического багажа вышло все совершенно иначе: на рынке присутствуют унылейшие багажники (почти точь-в-точь как на великах в далеком детстве, с прижимной пружинкой) и сумки «штаны», попросту прикрепляющиеся липучками к багажнику. Я помню, что даже детское велосипедное кресло продавалось с офигенным креплением «клик-клак, сними или установи за 1 секунду», а туристические сумки выступают с девизом «застегни все липучки в неудобном положении за 10 минут, открепляй еще дольше». Если вы счастливый обладатель «двухподвеса», можете вообще забыть о возможности перевозки груза, либо довольствоваться кофром малой вместительности с ограничением в 10 кг. В спешке (покупали чуть ли не в последний день) почти все участники приобрели крайне неудачную модель
Konnix TY-1002MP, очень ее не рекомендую! В итоге, за время путешествия, у меня порвалась половина застежек «молний»; время, потраченное на частый монтаж-демонтаж сумки, совершенно не порадовало. Экипированный велосипед выглядел так:
-6-
За разговорами с легкими алкогольными напитками добрались до платформы Петушки. Служащие воротили нос от фотоаппарата, а мы не думали скрывать свое буйное и радостное настроение:
-7-
-8-
-9-
Разглядывали древние древние машинки и настенные высказывания, наполненные оптимизмом:
-10-
-11-
-12-
Выезжали из Москвы двумя группами, наша приезжала пораньше, условились проехать 12 км и выбрать стоянку на берегу озера, разбить лагерь и встретить вторую группу горячими шашлыками. В первый час приятной езды в полях наблюдали красивый закат и кусочек радуги:
-13-
Через 5 км наша радость прервалась тревожным звоночком: я умудрился въехать в лужу, оказавшуюся глубоким болотом. Отмыть велосипед не удалось до самого конца путешествия:
-14-
А еще через несколько сот метров леса сменили поля, дорога превратилась в сущий ад для велосипедиста:
-15-
-16-
На этих фотографиях не сразу замечаешь, что полотно покрыто неприятным сыпучим ПЕСКОМ. Велосипед вязнет на первых метрах и отказывается подчиняться наезднику! Решили, что это случайный маленький участок, который скоро закончится, и углубились вглубь Мещёрских болот. Уже через час, преодолев меньше двух километров, я начал понимать бесконечность зыбучего песка впереди, позвонил ребятам из второй группы и рассказал о своих наблюдениях и опасениях. «Вов, да что ты ноешь, быть такого не может, наверняка ты придуриваешься!».
Смеркалось, группа потных и красных от непомерной нагрузки туристов тащила за собой велосипеды с тяжелыми сумками скарба. Покрытие лесной дороги не изменилось ни разу, горы песка не становились ни меньше, ни больше. Первоначальный план быстрого преодоления 12 км стал совсем невыполнимым, почти в полной темноте мы выбрали место для ночлега и разбили лагерь. После небольшого отдыха стали с нетерпением ждать вторую группу, им предстояло пройти этот пеший кусок в свете фонарей. При встрече, их крики и эмоции от происходящего очень подняли нам настроение, даже появились новые силы! Утром бодро проснулись, шутили и балагурили по поводу сложившейся ситуации, собрали совет и решили, что дальше все изменится, да и вообще, судя по карте, осталось не больше 2-3 км до нормальной дороги.
-17-
-18-
Конечно же мы ошибались! Нам предстоял великий переход через пески, от рассвета до самого заката! Спасали маленькие передышки и случайные реки с бурокрасной водой:
-19-
-20-
-21-
-22-
-23-
-24-
-25-
-26-
-27-
Посматривая постоянно на карту и удивляясь черепашьей скорости похода, к обеду мы дошли до намеченного вчерашнего озера. Стало понятно, что маршрут надо срочно менять, ни о каких 160 км и речи быть не могло. Оставалось два варианта: смириться и развернуться назад, либо рискнуть и попробовать добраться до ближайшей деревни с расчетом на дорогу, по которой можно будет передвигаться верхом.
Конечно же мы рискнули! В тот день мы выпили каждый по 5 литров воды, пропустили обед и получили рекордное количество укусов. Примерно с 15:00 в гостепримных краях Мещёры появляется большая авиация слепней, они кружат вокруг тебя шумным роем, нахально садятся на любой открытый участок кожи и пытаются откусить кусочек мяса. При этом ты ведешь борьбу с покрытием: крутишь педали, выбирая узкую полоску дороги, свободную от песка, въезжаешь в сыпучее болото, руль мотает в разные стороны, спешиваешься, проходишь метров 200, опять пытаешься преодолеть еще несколько сот метров верхом. Бесконечный цикл. Поначалу казалось, что от слепней можно избавиться, разогнавшись на удачном участке - не тут-то было, википедия позже рассказала нам, что эти твари могут набирать скорость до 60 км/ч! На фотографии ниже можно рассмотреть количество слепней, убитых во время минутного перерыва:
-28-
Ближе к 18:00 на дежурство выходит малая авиация с комарами-истребителями, становится совсем невыносимо. До деревни остается еще три часа битвы с дорогой, жаждой и насекомыми. Я был готов расцеловать асфальт и встретившихся местных жителей первой за день цивилизации! Сельский магазин показался нам самым лучшим пабом на свете, невозможно было не насладиться пивом, упав около входа:
-29-
-30-
Нет, что не говорите, пиво после десятичасового перехода по зыбким пескам очень окрыляет:
-31-
Местные жители посоветовали нам для ночевки озеро вблизи, куда мы с радостью и направились. Последний километр опять был по песку, силы и нервы всей компании были на пределе. Зато уже через час все палатки были поставлены, вкусный горячий ужин с ромом ждал нас сразу после вечерних водных процедур. На прием пищи нам оставалось несколько минут, после чего с неба хлынул настоящий ливень, загремел гром, в ночном небе заполыхали молнии. Поток воды был такой силы, что я не успевал вычерпывать ложкой воду из миски! Промокли за мгновения насквозь, глаза автоматически закрылись после бесконечного дня по пескам в окружении слепней и комаров. На утро оказалось, что некоторым палаткам не повезло - они стояли в огромных лужах дождевой воды. Сушились с размахом:
-32-
-33-
-34-
-35-
-36-
-37-
-38-
Очень не хотелось расставаться с гостеприимным озером, собрались и долго сидели кружком на полянке под успокаивающую музыку Боба Марли. Если бы не кончился алкоголь, не уверен, что смогли бы подняться ) Напоследок окунулись и поехали навстречу разливному пиву:
-39-
-40-
Вот так, к примеру, мы украсили вход в магазин, разливающий божественный напиток.
-41-
Деревня Мишеронский впечатляла мужиками с шайками-вениками и салонами красоты:
-42-
-43-
Впереди предстояли легкие асфальтовые километры до станции Шатура, еще одно волшебное озеро с шашлыками и вкусными закусками, отличное настроение. Словом, уютное воскресенье выдалось диаметрально противоположным кошмарной субботе.
-44-
-45-
-46-
-47-
-48-
-49-
-50-
Хорошо, что наш маршрут был именно в таком направлении, а не наоборот. Теплота солнечного дня, красивая природа и ленивое покручивание педалей полностью вымыли из памяти сложности и неурядицы предыдущего дня. Повторил бы я такое безумное приключение? С удовольствием! Разве что повнимательнее бы отнесся к планированию машрута и выбору снаряжения.
-51-
Ну и пусть первый многодневный велопоход прошел в суровых условиях, зато за плечами 77 памятных километров и опыт для дальнейших вылазок. Очень надеюсь, что в недалеком будущем горные веломаршруты заманят меня в свои сети!
Анонс: попозже постараюсь рассказать о навигации и полезных гаджетах, которые использую в походах.
P.s: еще раз ссылки на все упомянутые треки в формате kml:
«Истра-Звенигород»,
«Черусти-Петушки»,
«Петушки-Шатура».