Сегодня 194 года со
дня основания иркутской пожарной охраны.
Тогда генерал-губернатор Николай Иванович Трескин подписал указ "О содержании пожарной части в губернском городе Иркутске". Этот документ стал основополагающим при создании пожарных подразделений во всей восточной части России.
По уставу служба должна была иметь полицейскую пожарную команду, а каждая часть - брандмейстера. Число пожарных инструментов должно было "соответствовать пространству города и разделению оного на части".
Городская дума выделила средства на покупку в Москве четырех новых водозаливных машин, еще одну, за свой счет, приобрел приказ общественного призрения. Местные ремесленники долго не могли освоить эти чудеса техники. Документы сохранили нам имя первого штатного машинного мастера, который, по словам губернатора, "один мог только указать, как ими действовать". Им оказался ссыльный шорник Алексей Штульмиллер, специалист по шитью конской сбруи и других изделий из кожи. В технике того времени все прокладки, уплотнители кроились из кожи, из нее же делались рукава.
Вторым важным шагом стало введение в действие Положения о содержании пожарной части в губернском городе Иркутске. В нем определялись функции и штат городской полицейской команды, количество пожарного инвентаря и транспортных средств. Город полностью отказывался от услуг обывателей, возлагая обязанности по тушению на полицию, казаков и солдат гарнизона. Губернатор указал, кто будет руководить тушением, и требует беспрекословного ему подчинения. Полицейские, обслуживающие машины, работали на постоянной основе. Была введена должность машинного мастера с окладом 150 рублей в год - деньги по тому времени немалые.
30-тысячный Иркутск условно разделили на четыре части. Но первое пожарное помещение было построено только в 1860 году на Преображенской улице (нынешней Дзержинского. - Авт.). Всему виной -проблема плохого финансирования.
Коренной перелом в противопожарном деле произошел после пожара 1879 года, в котором сгорели две трети городских построек. Ущерб составил примерно 30 миллионов рублей. Плохая подготовка пожарных заставила пересмотреть отношение к их службе со стороны городских властей и купцов. Братья Трапезниковы, Сибиряковы и городской голова Сукачев сумели договориться со 165 предпринимателями о выделении средств на оснащение пожарных расчетов и организацию добровольного пожарного общества. Позже на эти средства в Англии были закуплены две машины.
Но были в Иркутске и самодельные машины. После Первой мировой войны у членов добровольного общества оказался французский автомобиль. Местные Кулибины основательно его переделали, установив прочный кузов, в котором можно было перевозить нескольких пожарных и грузы. Правда, машина обладала лишь шестью лошадиными силами, поэтому большой помощи от нее не было. Да и выглядел автомобиль попросту смешно: тогда как вся Европа ездила на резиновых шинах, иркутские огнеборцы перемещались по улицам города на деревянных колесах с длинными спицами. А настоящие пожарные машины появились в Иркутске только в 1925 году, а четырьмя годами позже к нам стали поступать ГАЗы и ЗИЛы.
В 1818 году у пожарных появилась первая механическая лестница, в Иркутске стали делать специальные колодцы для забора вода. Первый из них был оборудован на улице Соломатовской (Карла Либкнехта).
Примерить на себя форму пожарных тогда мечтали многие иркутские мальчишки. Излюбленным развлечением многих горожан было "сходить на пожар". А на парадах в своих сверкающих на солнце касках пожарные выглядели будто римские легионеры. Уважение народа всегда сопутствовало пожарным. К примеру, на светских мероприятиях первый тост произносился за здоровье императора, второй - за городского голову, а третий - за брандмайора.