Boeing-777, выполняющий рейс MH17 Малазийских авиалиний, был сбит над Украиной.
21 июля 2014 года
Первый брифинг МО РФ, на котором показано видео с экрана диспетчера.
http://stat.multimedia.mil.ru/multimedia/video/clips/more.htm?id=5088@morfVideoAudioFile Тайм-коды:
2:40: «С 17:20 зафиксировано устойчивое падение скорости самолёта, а в 17:23 - исчезновение отметки самолёта с экранов российских радаров».
14:02: «Кроме того, российскими средствами контроля воздушной обстановки зафиксирован набор высоты самолётом украинских ВВС, предположительно Су-25, в направлении малазийского Боинга [] Удаление самолёта Су-25 от Боинга составило от 3 до 5 километров [] По своим характеристикам Су-25 способен кратковременно достигать высоты в 10 тысяч метров».
15:42 «С какой целью боевой самолёт совершал полёт по воздушной трассе гражданской авиации, практически одновременно и на одном эшелоне с пассажирским воздушным судном?»
19:57 «В 17 часов 20 минут на удалении 51 километр от государственной границы Российской Федерации на азимуте 300 градусов самолёт резко начал терять скорость, что отчётливо видно [на] табло характеристик воздушного объекта. [] При падении скорости до 200 километров в час в 17 часов 21 минуту 35 секунд в месте разрушения Боинга появляется новая отметка о воздушном объекте. [] Данный воздушный объект устойчиво наблюдается радиолокационными постами Усть-Донецк и Бутуринское в течение 4 минут. Диспетчер, запрашивая характеристики вновь появившегося объекта, данные о его параметрах получить не может, так как вероятнее всего воздушное судно системой вторичного опознавания не оборудовано, что характерно для военных самолётов. [] Ранее обнаружение данного воздушного объекта не представлялось возможным, так как контроль воздушной обстановки осуществляется радиолокационными средствами дежурного режима с возможностью обнаружения на данной дальности на высоте полёта более 5000 метров. Обнаружение стало возможным при наборе высоты».
Превосходный разбор брифинга - вот здесь:
http://ai1eron.livejournal.com/972.html Краткие выводы: отметки на радаре - это обломки разрушившегося в воздухе Боинга, а вовсе не военный самолёт.
9 сентября 2014 года
Dutch Safetу Board публикуют предварительный отчёт.
https://www.onderzoeksraad.nl/uploads/phase-docs/701/b3923acad0ceprem-rapport-mh-17-en-interactief.pdf В отчёте указано, какие именно данные предоставлены Россией.
Отмечено, что Россией предоставлена запись, сделанная посредством вспомогательных технических средств. Как будет ясно позже, речь идёт о видеозаписи экрана диспетчера.
На странице 15 представлена расшифровка разговоров диспетчера Днепропетровска с бортом MH17 и диспетчером Ростова. Из этих разговоров понятно, что диспетчер Ростова совершенно верно интерпретировал отметки на радаре как обломки разрушившегося MH17.
5 августа 2015 года.
Лавров: «Россия единственная страна, предоставившая данные с радара».
https://ria.ru/tv_politics/20150805/1163923264.html Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров "на полях" форума АСЕАН в Куала-Лумпуре напомнил, что Россия - единственная страна, предоставившая данные с радаров, полученные в день катастрофы MH17.
"Наши американские коллеги говорят, что они обладают спутниковыми снимками, которые они так и не опубликовали. Украинцев неоднократно просили предоставить записи разговоров между авиадиспетчерами, контрольной башней и самолетами, которые были в воздухе в тот день в данном районе, но этого не было сделано", - сказал министр.
13 октября 2015 года
Публикация официального отчёта DSB по MH17. Это завершение технического расследования.
Общий сайт:
https://onderzoeksraad.nl/en/onderzoek/2049/investigation-crash-mh17-17-july-2014 Основной отчёт:
https://onderzoeksraad.nl/uploads/phase-docs/1006/debcd724fe7breport-mh17-crash.pdf На странице 38 отчёта приведены сведения о том, какие радарные данные были запрошены и получены.
Единственное, что предоставила Россия - это видеозапись экрана диспетчера, отображающего обработанные данные первичного и вторичного радаров.
На страницах 166-167 Отчёта указано, что Россия отказалась предоставлять первичные данные, ссылаясь на то, что катастрофа произошла не над территорией России, и отмечено, что это нарушает требования ИКАО. ИКАО требует, чтобы все записи сохранялись по крайней мере в течение 30 дней, а в случае какого-либо происшествия - до тех пор, пока не будет очевидно, что они больше не нужны. Никакого ограничения по государственным границам ИКАО не предусматривает.
Приложения A - U.
https://onderzoeksraad.nl/uploads/phase-docs/1006/77c9b856be08report-mh17-crash-appendices.pdf Кстати, в приложении G к окончательному отчёту переговоры диспетчеров опубликованы полностью.
Приложения V и W: список поправок к отчету, предложенных разными участниками расследования.
https://onderzoeksraad.nl/uploads/phase-docs/1006/7c3683079996report-mh17-crash-appendix-consultation-a.pdf В этом документе на 2 странице зафиксированы поправки, которые Россия пыталась внести в исследование. Россия попробовала внести правку, утверждающую, что РФ полностью выполнила требования ИКАО, предоставив только записи происходящего на экране диспетчера.
Оригинальный текст:
Предложение России:
Таким образом, Россия отказалась предоставлять первичные данные и попробовала протащить поправку, утверждающую, что она и не была обязана это делать.
Реакция DSB:
DSB отметила, что консультировалась с ИКАО по этому вопросу, и ИКАО также считает, что требования Россией выполнены не были. Поэтому поправка в отчёт внесена не была.
22 сентября 2016 года
Алмаз-Антей внезапно обнаружил первичные радарные данные, которые могут заинтересовать следствие.
Специалисты завода, проверив хранящуюся на предприятии для контроля качества работы ТРЛК (трассовый радиолокационный комплекс - прим. ТАСС) архивную информацию, выявили наличие, возможно, интересующих следствие материалов за 17 июля 2014 года. Речь идет о так называемых первичных радиолокационных изображениях воздушного пространства в необработанном виде. В настоящее время вся хранившаяся в АО "НПО "ЛЭМЗ" первичная радиолокационная информация передана российским компетентным органам для изучения и дальнейшей передачи голландской стороне.
http://tass.ru/proisshestviya/3644586 И оттуда же: Ранее в Росавиации заявили, что еще в августе 2014 года РФ передала Голландии все имеющиеся данные первичной радиолокации, связанные с полетом малайзийского Boeing. Информация была передана в формате видеозаписи с экрана воздушной обстановки российского диспетчера. В Росавиации подчеркивали, что это не противоречит стандартам Международной организации гражданской авиации.
ТАСС предпочло не упоминать, что в отчёте DSB отмечено прямое и подтверждённое ИКАО нарушение Россией стандартов ИКАО.
26 сентября 2016 года
Второй брифинг МО РФ по «недавно обнаруженным» радарным данным.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=dzeFFCBDt-w Тайм-код 8:05 «От момента обнаружения и до текущего времени [около 1 минуты до крушения - примечание моё] никаких сторонних воздушных объектов поблизости от малазийского самолёта радиолокатор не фиксировал. Исключение составляют два гражданских судна…».
8:45: «Проигрывая файл далее до момента разрушения самолёта, наблюдаем отсутствие сторонних объектов вблизи малазийского самолёта».
9:56: «Первичный радиолокатор обнаружил при этом три фрагмента самолёта. Здесь же мы наблюдаем и отметку вторичного радиолокатора. Однако эта отметка не является следствием реально полученного ответа от воздушного объекта, так как разрушенный самолёт уже не мог ответить на посылаемый вторичным радиолокатором запрос. Эта отметка является расчётной точкой предполагаемого положения самолёта на данный момент времени».
Как видим, все всё прекрасно поняли. Не было никакого самолёта, поднявшегося выше 5000 метров, первичный радиолокатор фиксировал обломки разрушившегося Боинга.
11:32: «Итак, уважаемые коллеги, тщательный анализ записанной информации показывает, что вблизи малазийского самолёта Усть-Донецкий радиолокатор не наблюдал никаких сторонних объектов, которые могли бы стать причиной его разрушения».
28 сентября 2016 года
Опубликован доклад JIT, уточняющий выводы DSB.
https://www.om.nl/actueel/nieuwsberichten/@96068/jit-flight-mh17-shot/ Дата отчёта была объявлена заранее. Понятно, почему АА "обнаружил" радарные данные именно в это время. Он уже отличался прекрасным таймингом: пресс-конференция о натурном эксперименте была проведена 13 октября 2015 года, в день публикации Основного отчёта DSB.
https://lenta.ru/news/2015/10/13/antey/ Разумеется, в этот доклад радарные данные России не попали и попасть не могли.
18 октября 2016 года
Rusland heeft nog geen radarbeelden MH17 geleverd.
https://nos.nl/artikel/2138371-rusland-heeft-nog-geen-radarbeelden-mh17-geleverd.html На 18 октября радарных данных от РФ JIT не получила.
26 октября 2016 года
http://www.bbc.com/russian/news-37783714 Россия передала Нидерландам данные по крушению рейса MH17 на востоке Украины, передают голландские СМИ.
Министр безопасности и юстиции Нидерландов Ар ван дер Стер подтвердил, что пакет документов был передан в посольство Нидерландов в Москве в эту среду.
26 октября 2016 - это среда, поэтому «в эту среду» означает именно 26 октября 2016 года. Таким образом, обнаруженные данные были переданы Нидерландам лишь по прошествии месяца.
29 января 2017 года
http://www.dw.com/ru/следователи-по-делу-mh17-не-могут-расшифровать-переданные-рф-снимки-с-радаров/a-37318202 Россия передала нидерландским следователям по делу о крушении рейса MH17 на востоке Украины данные радиолокационного контроля в формате, не соответствующем установленному международными стандартами, в связи с чем использовать их для получения более ясной картины произошедшего пока не удалось. Об этом в субботу, 28 января, сообщил представитель прокуратуры Нидерландов в Амстердаме.
Таким образом, спустя три месяца Нидерланды официально заявили, что расшифровать данные не получается.
16 февраля 2017 года
https://www.om.nl/actueel/nieuwsberichten/@98017/mh17-investigation/ Нидерланды: To date, a lot remains unclear regarding the radar images that were made available by the Russian Federation to the criminal investigation into the downing of flight MH17. This is mainly caused by the unusual and deviating format in which the radar images were provided. Therefore, it is still not possible to establish with certainty if these images are authentic and what these images are exactly showing.
Перевод: На сегодня по-прежнему непонятно многое относительно изображений с радаров, переданных РФ в распоряжение органов, ведущих криминальное расследование сбития MH17. Вызвано это прежде всего тем, что формат данных необычен и отличается от общепринятого. Вследствие этого до сих пор не представилось возможным установить, подлинные ли это изображения и что именно они показывают.
24 августа 2017 года
http://www.rbc.ru/society/24/08/2017/599f194a9a794775438f72c5 Россия повторно отправила расследователям крушения MH17 данные своих радаров, так как прошлые данные не были расшифрованы из-за их формата.
https://www.om.nl/actueel/nieuwsberichten/@99988/mh17/ De Russische Federatie heeft deze week aanvullende radargegevens en handleidingen beschikbaar gesteld aan het Joint Investigation Team (JIT) dat onderzoek doet naar het neerhalen van vlucht MH17.
De gegevens zijn ontvangen naar aanleiding van een aanvullend rechtshulpverzoek van Nederland. Eerder ontvangen radargegevens waren niet aangeleverd in het door Eurocontrol ontwikkelde ASTERIX-format, dat internationaal geaccepteerd is. De aanvullende informatie zou nu wel in het ASTERIX-format zijn.
De ontvangen informatie wordt de komende tijd vertaald en diepgaand onderzocht.
Google Translate очень хорошо переводит это на английский - на случай, если вы не читаете по-нидерландски. Хороший пересказ этой заметки приводит РБК по цитированной выше ссылке.
Заключение
Из этих сведений очевидно следующее:
1. Во время расследования Россия передала Нидерландам не все данные, которыми располагала, а лишь запись с экрана диспетчера. По поводу остальных данных Россия заявила, что не обязана была их сохранять и предоставлять. Отступление от правил ИКАО было зафиксировано в Окончательном отчёте - наряду с попыткой России скрыть это отступление.
2. Передача данных в нестандартном формате произошла спустя месяц после публикации отчёта JIT о криминальном расследовании и спустя 2 года 3 месяца после гибели MH17.
3. Передача данных в общепринятом формате произошла спустя 3 года 1 месяц со дня гибели MH17, когда техническое расследование было давно завершено.
4. Россия старалась использовать радарные данные, во-первых, для того, чтобы затянуть расследование, а во-вторых, для того, чтобы дискредитировать его результаты для внутрироссийской аудитории. Первое доказывается тем, когда данные были переданы. Второе - тем, как тщательно были выбраны моменты сообщения о них. Россия начинала говорить о появлении каких-то новых данных, которые расследователи "не учли", перед тем, как выпускались значимые материалы, установленные в ходе расследования.
При создании этой записи были активно использованы материалы сообщества
https://flight-mh17.livejournal.com, однако ссылки я ставил на исходные материалы.