28 панфиловцев

Nov 18, 2016 18:30


Давно не писал сюда.

Посмотрел вчера "28 панфиловцев".

Что сказать? Навскидку:
ВНИМАНИЕ, возможно будут спойлеры))

По форме: всё на хорошем уровне, снято профессионально. Хорошие спецэффекты, Режиссура, актерская игра - нормально. Декорации и антураж, как уже где-то кто-то писал, всё выдержано - исторически достоверные детали военной формы, оружия, укреплений, солдатского быта и прочего. Показаны инструктаж и тренировки солдат по уничтожению танков.
Продуманные символические ракурсы, вроде силуэтов солдат, глядящих на запад на фоне закатного солнца. Бои сняты хорошо.

Теперь по содержанию: как говорится, "дьявол кроется в мелочах" )))


За всё время фильма, много раз было сказано про Родину, Отечество, Россию и русских, казахов... сказано и комбатом, и политруком. Но! Ни разу не было сказано слов "СССР", "советский", "социалистический". Говоря об отечестве, о родине, умалчивается важная деталь - о каком отечестве идёт речь? Особенно странно не слышать это от политрука. Хотя ясно почему - такова воля и соцзаказ ныне господствующего класса))

Политрук Клочков вообще получился каким-то невыразительным и невнятным, вроде ходит туда-сюда, что-то делает, что-то говорит, но всё как-то ни о чем. А умер вовсе в окопе, но ведь на самом деле он погиб бросившись со связкой гранат под фашистский танк http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=99

Хотя надо сказать, что впервые, за всю историю новейшего российского кино политрук, коммунист, не показан отрицательным героем. Но и действительная его роль как политрука не раскрыта. Умолчали.

Для того, чтобы это понять, необходимо знать - кто такой политрук и какова его роль в армии? Наверняка молодежь мало что знает об этом.

Политрук (сокр.) - это политический руководитель. Обязательно коммунист.
Давайте обратимся к Уставу внутренней службы РККА ((УВС-37). Воениздат. 1938г. Введен в действие приказом НКО СССР №260 от 21 декабря 1937г), чтобы узнать должностные обязанности политрука:
----
Политический руководитель роты (эскадрона, батареи)

59. Наравне с командиром роты является прямым начальником всего личного состава роты и несет ответ­ственность за политико-моральное состояние и боевую подготовку роты, воинскую дисциплину, за хозяйство, боевую готовность роты и за сохранение военной тайны.

60. Политический руководитель роты обязан:

1) воспитывать личный состав роты в беззаветной преданности партии Ленина-Сталина и социалистической родине, в духе пролетарского интернационализма, лично разъяснять красноармейцам и командирам решения партии и советского правительства и постоянно информировать их о международных политических событиях;

2) персонально знать весь личный состав и быть крепко с ним связанным, проявлять заботу об удовлетворении его культурных и бытовых нужд, быть близким товарищем красноармейцев и командиров и помогать им в боевой и политической учебе;

3) укреплять воинскую дисциплину и боевую подготовку роты, лично быть образцом большевистской бдительности и оберегать роту от проникновения шпионов, диверсантов, вредителей и иных врагов народа;

4) организовать и лично проводить политические занятия с красноармейцами, младшим командным и начальствующим составом, направлять и контролировать работу групповых руководителей политических занятий;

5) организовать систематическое чтение газет и книг всем личным составом, обеспечивая своевременную доставку газет и литературы;

6) организовать разумный отдых и развлечения красноармейцев;

7)организовать работу и порядок в "Ленинской комнате";

8)организовать и лично вести справочную работу для личного состава роты;

9) систематически и своевременно информировать командира роты и военного комиссара полка о запросах, политических настроениях, боевой и политической подготовке роты;

10)аттестовать вместе с командиром роты весь командный и начальствующий состав роты;

11)непрерывно совершенствовать свои политические и военные знания.
-----




Ничего этого в фильме нет. Политрук Клочков ни разу не сказал о защите СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО отечества. Не объяснял бойцам классовый характер войны. Не провёл хотя бы одно политзанятие.




Хотя на самом деле идеологическая работа в годы войны была на высоте, достаточно вспомнить работу Советского Информбюро, плакаты, ОКНА ТАСС, музыку, песни и стихи, кинофильмы военного времени и т.д. http://www.protown.ru/information/hide/5057.html

Да, Клочков говорил об отечестве, о родине, но не о конкретных советской и социалистической Родине и Отечестве, за которое, собственно, и воевали наши деды. А это очень важная деталь. Так как сегодня, в капиталистической РФ, у простых трудящихся нет Родины, нет Отечества, ведь Родина - это не какие-то абстрактные березки и поля с лесами, а конкретные вещи - земля, фабрики и заводы, которые сейчас, в-основном, приватизированы (украдены) и находятся в частной собственности у класса капиталистов.

И умалчивание классового характера войны - самый большой и основной минус всего фильма, который обесценивает всё остальное. Ибо красивая форма (обёртка, упаковка) без содержания - всего лишь пустышка.

Из мелких минусов:
- один из бойцов украдкой молится перед боем, и на вопрос соседа "что ты сказал?", отмахивается саркастически "за Родину, говорю";
- диалог русского и казаха о том, за что они воюют. Порешили на том, что воюют и за Россию, и "за Казахстан" (он так и сказал))), хотя в то время никакого Казахстана не было, была Казахская ССР. Короче говоря, опять обошли вопрос о пролетарском интернационализме и единстве советского народа;
- из уст одного из солдат звучит фраза "делай красиво", сомневаюсь, что красноармейцы так разговаривали;
- создается впечатление, что обеспечение в Красной Армии было поставлено из рук вон плохо - к концу боя у всех закончились боеприпасы и солдаты были готовы броситься в атаку с топорами и лопатами; а вот у немцев с этим в полном порядке, ощущение, что фашистская армия просто какая-то огромная махина, которую даже непонятно каким чудом смогли остановить.
-

Итак, что из всего этого выходит?
Вся техническая сторона дела выполнена хорошо, но "делать красиво" в РФ уже давно научились.
А вот содержание хромает на обе ноги. Получилось типичное современное российское кино о войне. Абстрактное зло, некий "Запад" в лице фашистов, абстрактное добро - "мы", в лице панфиловцев.
Похоже на идеологическую подготовку населения быть готовым стать пушечным мясом и воевать за интересы российских буржуев в очередной назревающей империалистической войне, якобы за нашу "общую" родину, в которой у простых людей только кредитно-ипотечное рабство, а у олигархов, бизнесменов и чиновников - все богатства страны.
Получилось, что деньги, собираемые "всем миром" на съемку "народного" фильма, ушли на замаскированную буржуазно-националистическую агитку. Вполне ожидаемо.

По сути, Шальопа недалеко ушёл от Довженко, чью работу "Украина в огне", правильно и конкретно раскритиковал Сталин, это стоит прочесть, это нужно знать:

"Довженко невдомек та простая и очевидная для всех советских людей истина, что без ликвидации эксплуататорских классов в нашей стране наш народ, наша армия, наше государство не были бы столь могущественны, боеспособны и едины, какими оказались они в нынешней тяжелой войне против германских империалистов. Довженко не понимает того, что нынешняя Отечественная война есть также война классовая, ибо самые разбойнические и хищнические империалисты напали на нашу социалистическую страну с целью ее покорения, уничтожения советского строя, порабощения и истребления нашего народа. Именно это, а не какое-либо другое обстоятельство привело к тому, что остатки разбитых эксплуататорских классов, враждебных рабочим и крестьянам, в ходе войны оказались в одном лагере с нашим лютым врагом - немецкими захватчиками. Кому-кому, а Довженко должны быть известны факты выступлений петлюровцев и других украинских националистов на стороне немецких захватчиков против украинского и всего советского народа. Эти подлые изменники родины, предатели советского народа не отстают от гитлеровцев, убивая наших детей, женщин, стариков, разоряя наши города и села. Они целиком перешли на сторону немецких злодеев, стали палачами украинского народа и активно борются против Советской власти, против нашей Красной Армии. Если бы Довженко задался целью написать правдивое произведение, он должен был бы в своей киноповести заклеймить этих изменников. [c. 333] Но Довженко, видимо, не в ладах с правдой. Иначе как понять, что Довженко в своей киноповести не разоблачил этих презренных предателей украинского народа? Они отсутствуют в киноповести Довженко, как будто не существуют. У Довженко не хватило духа, не нашлось слов, чтобы пригвоздить их к позорному столбу.

Довженко осмеливается, далее, критиковать политику и практические мероприятия большевистской партии и Советского правительства, направленные на подготовку советского народа, Красной Армии и нашего государства к нынешней войне.

«Броня тонка» - это выражение повторяется в киноповести Довженко несколько раз.

Оно - это выражение - придумано Довженко для того, чтобы сказать: «Советское государство не подготовилось к войне, и советский народ оказался безоружным».

Довженко не понимает той простой и очевидной истины, что немецкие империалисты, поставившие своей целью захватить чужие земли и поработить другие народы, исподволь, задолго до войны, всесторонне подготовляли свое хозяйство и армию к захватнической войне, перевели всю свою промышленность на военные рельсы за несколько лет до начала войны. Наше социалистическое государство не готовилось и не могло готовиться к захвату чужих земель, к покорению других народов, не готовилось и не могло готовиться к захватнической войне. Надо же уметь видеть эту разницу, и при честном отношении к делу ее нетрудно увидеть.

Однако Советское государство вовсе не оказалось безоружным перед неожиданным и вероломным нападением гитлеровской Германии. Это объясняется тем, что и здесь мы следовали заветам Ленина, который предупреждал нашу партию, наш народ, что рано или поздно империалистические государства нападут на нашу [c. 334] социалистическую страну и что поэтому мы должны быть готовы к серьезной войне за сохранение свободы и независимости нашего Отечества. И мы к такой оборонительной войне готовились. Понятно, что, готовясь к этой оборонительной войне, мы не могли подготовиться к ней так и в такой мере, как и в какой мере подготовилась к ней гитлеровская Германия, строившая свою армию и промышленность в расчете на завоевание всех европейских, да и не только европейских, государств. Развивая вооруженные силы нашего государства и народное хозяйство, наша партия, Советское правительство были настолько дальновидными, что сумели подготовить Советское государство, советских людей к тому, чтобы в первый период войны выдержать один на один всю силу ударов военной машины германского империализма, остановить наступление многомиллионной, хорошо вооруженной захватнической армии врага, а затем, мобилизовав силы народа и перестроив хозяйство на военный лад, успешно бить оккупантов и гнать их с нашей земли.

Уроки Отечественной войны, которая идет уже более двух с половиной лет, говорят о том, что из всех народов, не ставящих себе захватнических целей, наша страна, наш народ оказались наиболее подготовленными к войне против германского империализма даже по сравнению с такими мощными государствами, как Англия и Соединенные Штаты Америки. Такова правда. Если бы Довженко ставил своей целью писать правдивое произведение, он должен был бы об этом сказать в своей киноповести. Но Довженко, оказывается, не в ладах с правдой.

Ленин, далее, предупреждал нас, что Советская республика должна быть готова к тому, что на нее нападет блок империалистических государств. Ленин как вождь и учитель партии, как мудрый человек нашего народа и знаток законов развития общества и взаимоотношений государств готовил партию и страну к наиболее худшему и тяжелому варианту будущих отношений нашего государства с другими странами во время войны.

В результате сложившихся исторических обстоятельств и, разумеется, прежде всего, в результате правильной политики партии и правительства нам удалось вовремя сорвать намечавшийся военный блок империалистических государств, направленный против СССР, нейтрализовать в нынешней войне Японию, Турцию, Болгарию, а такие государства, как Англия и Соединенные Штаты Америки, оказались не во враждебном нам лагере, как это могло случиться, а [c. 335] выступают ныне вместе с нами в военном союзе против германского империализма. Известно, что германский империализм - самый разбойничий, коварный, террористический, худший вид империализма. Капиталисты Англии и Соединенных Штатов Америки увидели в разбойничьем грабительском характере германского империализма явную и большую опасность для своих стран. Это обстоятельство правильно учла наша партия и своей умелой внешней политикой обеспечила создание мощного антигитлеровского блока государств, Англия и США стали в один лагерь с нами против немцев. Таким образом, ленинская политика нашей партии и здесь восторжествовала.

Если бы Довженко захотел написать правду, он должен был бы написать и об этом. Но правда, к сожалению, не является особенностью творчества Довженко. Поэтому он предпочитает скрыть эту правду, более того, - он предпочитает критиковать политику нашей партии и нашего правительства.
--
Далее, националистическая пелена настолько застлала сознание Довженко, что он перестал видеть ту для всех очевидную огромную воспитательную работу, которую проделала наша партия в народе по развитию его политического самосознания и повышению его культуры. Только человек, рассматривающий с предвзятых, антиленинских позиций великую созидательную, прогрессивную работу нашей партии и нашего государства, может не заметить того огромного роста сплоченности, политической активности, сознания и культурности советского народа, который стал возможным на почве наших общих успехов.

Довженко пишет:

«Привыкшие к типичной безответственности, не ведающие торжественности запрета и призыва, вялые натуры их не поднялись к высотам понимания хода истории, призывающей их к гигантскому бою, к необычайному. И никто не стал им в пример - ни славные прадеды истории их, великие воины, ибо не знали они истории, - ни близкие, родные герои революции, ибо не умели чтить их память в селе. Среди первых ударов судьбы потеряли они присягу свою, так как слово «священная» не говорило им почти ничего. Они были духовно безоружными, наивными и близорукими».

Словами врага, немецкого офицера Довженко так оценивает советский народ:

«У этого народа есть ничем и никогда не прикрытая ахиллесова пята. Эти люди абсолютно лишены умения прощать друг другу разногласия даже во имя интересов общих, высоких. У них нет [c. 337] государственного инстинкта… Ты знаешь, они не изучают историю. Удивительно. Они уже двадцать пять лет живут негативными лозунгами отрицания бога, собственности, семьи, дружбы! У них от слова нация осталось только прилагательное.

У них нет вечных истин. Поэтому среди них так много изменников… Вот ключ к ларцу, где спрятана их гибель. Нам незачем уничтожать их всех. Ты знаешь, если мы с тобой будем умны, они сами уничтожат друг друга».

А затем Довженко немало потрудился в своей киноповести, чтобы доказать и подтвердить правильность этой оценки.

Как мог Довженко докатиться до такой чудовищной клеветы на советский народ?

Критикуя работу нашей партии и правительства по воспитанию народа, Довженко не останавливается перед извращением истории Украины с целью оклеветать национальную политику Советской власти.
---
Герой киноповести Запорожец говорит:

«Плохие мы были историки? Прощать не умели друг другу? Национальная гордость не блистала в наших книгах классовой борьбы?»

Стоит ли говорить, что все это есть наглая издевка над правдой. Для всех очевидно, что именно Советская власть и большевистская партия свято хранят исторические традиции и богатое культурное наследство украинского народа и всех народов СССР и высоко подняли их национальное самосознание.

Клевещет Довженко и на наш партийный, советский актив и командные кадры Красной Армии, изображая их карьеристами, [c. 338] шкурниками и тупыми людьми, оторванными от народа.

Довженко пишет о наших кадрах:

«Много среди них было и никчемных людей, лишенных понимания народной трагедии. Недоразвитость обычных человеческих отношений, скука формализма, ведомственное безразличие или просто отсутствие человеческого воображения и тупой эгоизм проносили их мимо раненых на государственных резиновых колесах.

О советских работниках:

«Он был большим любителем разных секретных бумаг, секретных дел, секретных инструкций, постановлений, решений. Это возвышало его в глазах граждан города и придавало ему долгие годы особую респектабельность. Он засекретил ими свою провинциальную глупость и глубокое равнодушие к человеку. Он был лишен воображения, как и всякий человек с сонным, вялым сердцем. Он привык к своему посту. Ему нм разу не приходило в голову, что, по сути говоря, единственное, что он засекречивал, это была засекреченная таким образом его собственная глупость».
«У него не было любви к людям. Он любил себя и инструкции».

Довженко говорит, что после освобождения захваченной немцами советской власти у нас «…не будет уже, верно, ни учителей, ни техников, ни агрономов. Вытолчет война. Одни только следователи да судьи и останутся. Да здоровые, как медведи, да напрактикованные вернутся!»

Довженко не видит и не хочет видеть той очевидной и простой [c. 339] истины, что наши партийные, советские и военные кадры - плоть от плоти, кровь от крови советского народа, что они стоят в первых рядах борцов против фашистских захватчиков, самоотверженно, героически борются в рядах Красной Армии и в партизанских отрядах. Довженко и здесь не в ладах с правдой. А правда состоит в том, что советский народ доверяет нашим офицерам и генералам, партийным и советским работникам и любит их, ибо они его лучшие люди. В этом, между прочим, один из важных источников силы и незыблемости нашего советского строя.

Довженко в своей киноповести выступает против военной политики Советского правительства, клевещет на наши кадры, критикует основы советского строя и колхозы - он критикует также основные положения ленинской теории.

Довженко пишет:

«Всех же учили, чтоб тихие были да смирные… Все добивались трусости. Не бейся, не возражай! Одно было оружие - писание доносов друг на друга, трясця его матери нехай! Да ни бога тебе, ни черта - все течет, все меняется. Вот и потекли. А судьи впереди».

Откуда Довженко набрался такой смелости и нахальства, а может быть, и того, и другого, чтобы говорить подобные вещи? Довженко должен шапку снимать в знак уважения, когда речь идет о ленинизме, о теории нашей партии, а он, как кулацкий подголосок и откровенный националист, позволяет себе делать выпады против нашего мировоззрения, ревизовать его.

Довженко в своей киноповести клевещет на украинский народ. В самом деле, с давних пор известно, и об этом, между прочим, говорит вся русская и украинская литература, насколько чист, поэтичен и благороден характер украинской девушки. А как изобразил Довженко украинскую девушку?

Украинская девушка Олеся обращается с такими словами к встреченному ею на дороге незнакомому танкисту: «- Слушай, - сказала Олеся, - переночуй со мной. Уже наступает ночь. Если можно, слышишь?
Она поставила ведро и подошла к нему.
- Я дивчина. Я знаю, придут немцы завтра или послезавтра, замучат меня, надругаются надо мной. Я так боюсь этого. Прошу тебя… пусть будешь ты… Переночуй со мной…»

Где Довженко видел на Украине таких девушек? Разве неясно, что это оголтелая клевета на украинский народ, на украинских женщин.

Нетерпимой и неприемлемой для советских людей является [c. 340] откровенно националистическая идеология, явно выраженная в киноповести Довженко.

Так, Довженко пишет:

«Помните, на каких бы фронтах мы сегодня ни бились, куда бы ни послал нас Сталин - на север, на юг, на запад, на все четыре стороны света, - мы бьемся за Украину!
Вот она дымится перед нами в пожарах, наша мученица, родная земля!»
«Мы бьемся за то, чему нет цены в мире, - за Украину!
- За Украину! - тихо вздохнули бойцы.
- За Украину! За честный украинский народ! За единственный сорокамиллионный народ, не нашедший себе в столетиях Европы человеческой жизни на своей земле. За народ растерзанный, расщепленный! - Кравчина на мгновенье умолк и словно не сказал дальше, а подумал вслух:
- Скажите, можем ли мы, сыны украинского народа, не презирать Европу за все эти столетия?»

Ясно, насколько несостоятельны и неправильны такого рода взгляды. Если бы Довженко хотел сказать правду, он должен был бы сказать: куда ни пошлет вас Советское правительство - на север, на юг, на запад, на восток - помните, что вы бьетесь и отстаиваете вместе со всеми братскими советскими народами, в содружестве с ними наш Советский Союз, нашу общую Родину, ибо отстоять Союз Советских Социалистических Республик значит отстоять и защитить и Советскую Украину. Украина как самостоятельное государство сохранится, окрепнет и будет расцветать только при наличии Советского Союза в целом.

Довженко не в ладах с правдой, поэтому он все поставил с ног на голову. Однако свет клином не сошелся, - то, чего не понимает Довженко, прекрасно понимают трудящиеся Украины. Украинцы героически бьются с врагом на всех участках нашего большого фронта. Они хорошо борются с врагом, и они понимают, что бороться за Советский Союз означает бороться за их родную Украину. Они понимают то, чего не понял Довженко, а именно: все народы Советского Союза борются за Украину. В ходе этой борьбы те области Украины, которые были захвачены врагом в первый период войны, теперь освобождены. Это оказалось возможным благодаря боевому содружеству русских и украинцев, грузин и белорусов, армян и азербайджанцев, казахов и молдаван, туркмен и узбеков, всех народов Советского Союза. [c. 341]

Если судить о войне по киноповести Довженко, то в Отечественной войне не участвуют представители всех народов СССР, в ней участвуют только украинцы. Значит, и здесь Довженко опять не в ладах с правдой. Его киноповесть является антисоветской, ярким проявлением национализма, узкой национальной ограниченности.

Киноповесть Довженко «Украина в огне» является платформой узкого, ограниченного украинского национализма, враждебного ленинизму, враждебного политике нашей партии и интересам украинского и всего советского народа.

Довженко пытается со своих националистических позиций критиковать и поучать нашу партию. Но откуда у Довженко такие претензии? Что он имеет за душой, чтобы выступать против политики нашей партии, против ленинизма, против интересов всего советского народа? С ним не согласимся мы, не согласится с ним и украинский народ. Стоило бы только напечатать киноповесть Довженко и дать прочесть народу, чтобы все советские люди отвернулись от него, разделали бы Довженко так, что от него осталось бы одно мокрое место. И это потому, что националистическая идеология Довженко рассчитана на ослабление наших сил, на разоружение советских людей, а ленинизм, то есть идеология большевиков, которую позволяет себе критиковать Довженко, рассчитана на дальнейшее упрочение наших позиций в борьбе с врагом, на нашу победу над злейшим врагом всех народов Советского Союза - немецкими империалистами.
http://grachev62.narod.ru/stalin/t18/t18_161.htm

Поэтому теперь мне интересно, каким получится фильм Солбона Лыгденова "321 сибирская", насколько фильм будет честным и политически грамотным. Будет ли там показан советский, пролетарский интернационализм, или обычный буржуазный национализм, да ещё замешанный на религиозных соплях.
Если судить по отрывку, где беседуют два бурятских солдата (которых волнует только то, чтобы фашисты до Байкала не дошли), то Солбон Лыгденов совершает те же ошибки, что и Довженко:

image Click to view



Кстати, говоря, фашисты и не собирались до Байкала идти, Сибирь планировали захватить японцы, которые вначале ждали падения Москвы, сгруппировав войска у восточных границ СССР, а потом ждали падения Сталинграда, но так и не дождались: http://hiswar.net/wars-and-battles/46-v-1941-godu-v-yaponii-zhdali-padeniya-moskvy-dlya-nachala-vojny-protiv-sssr

321 сибирская, 28 панфиловцев

Previous post
Up