если халва горька: "Последняя сказка" Е.Загота-А.Лоскутова-А.Иващенко в МДМ, реж. Евгений Писарев

Jan 21, 2025 01:12



Заранее было ясно, что из всех джиннов важнейшим для нас остается Джинн Лолобриджин… - но ведь #бабушкатыжекритик и шел не удовольствие получать... а вот поди ж ты, 1-й акт еще туда-сюда, но 2-й даже меня вопреки некоторым предубеждениям "раскачал", при том что кругом ценители жанра морщились и скрипели, дескать, "Ничего не бойся, я с тобой" намного лучше... Ну не знаю... - как учат нас изъясняться в академии русского народного театроведения им. Вайсбейн, "в мюзикле я не профи", но видел "Ничего не бойся..." ровно год назад -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4591831.html

- и хотя готов признать, что летающий троллейбус мне, пожалуй, ближе ковра-самолета во многих отношениях, но в целом претензий к "Последней сказке" у меня гораздо меньше... по крайней мере и в самой постановке меньше претензий; "Ничего не бойся" предполагал связную, развивающуюся во времени историю - а концы с концами в ней не сходились; тогда как "Последняя сказка" - фактически шоу-ревю, не столько "мюзикл", сколько "игра в мюзикл", точно так же как и игра в "восточную сказку", не то чтоб интеллектуально сложная или стилистически изощренная, но для своего назначения (как сугубо развлекательный проект) вполне годная и качественная, а в отдельных моментах и не лишенная изобретательности.  Последнее не касается, правда, фабулы - но опять же, завязка и вся драматургия Антона Лоскутова чисто условная и служебная: главный герой Макс - менеджер по продажам, озабоченный работой, карьерой и доходами больше, чем личным счастьем собственным и возлюбленной - тянет с предложением руки и сердца Жене, только попав силой волшебства на сказочный Восток и пройдя через испытания (Женя чуть было не стала женой султана), он расставляет для себя приоритеты "единственно верные"; побочные сюжетные линии связаны с судьбой и самого джинна (здесь он не Лолобриджин, а бывший Синдбад-мореход, тоже потерявший возлюбленную три тысячи лет назад), султана Сулеймана (доверившись коварному смотрителю гарема, он лишился любимой и любящей Шахерезады...) и Аладдина (у того вышла ссора с Ясмин и он отправился "таксовать" на ковре-самолете) - они столь же легковесно-абсурдны, и этим, если честно, постановка скорее подкупает: герои арабских сказок, антураж турецкого курорта с примесью узбекского туристического "Диснейленда" (художник Максим Обрезков), инструкции джинну на фарси... - в этом культурологическом "бешбармаке" не надо искать сложных подтекстов, но можно расслабиться... по примеру Аладдина-растамана. Вообще упор на "традиционные семейные ценности" в "Последней сказке" парадоксально сочетается с "фемповесткой" ("свободные женщины Востока" еще как поборются с "сексизмом" и "мачизмом"!) и более того... Когда во 2-м акте дошло до хора евнухов - "нам пришлось расстаться с тем, с чем нельзя войти в гарем... выйдя утром на крыльцо, к ветру поверни лицо... " - распевают эти "пи... склявые предатели" (как характеризует их подлый начальник и несостоявшийся визирь) - я сперва прихуел оторопел, а теперь думаю, ну блин, это же в самом деле остроумно (то есть и неглупо, и весьма остро по нынешним временам): представить "евнухов" веселыми парнями, так сказать, людьми креативными, сознательно и добровольно отбросившими вериги телесности и полностью отдавшимися свободе творческого самовыражения... со всем их несколько гротесковым, но несомненным обаянием! Но и центральная романтическая пара Макс-Женя, и остальные любовные дуэты (Сулейман-Шахерезада, Алладин-Ясмин) менее яркими на фоне отвязных "евнухов" не кажутся.

Приятно было увидеть Никиту Смольянинова (Макс), великолепную актрису и вокалистку Юлию Чуракову (Шахерезада), одного из моих любимейших мюзикловых артистов Александра Казьмина (в образе Аладдина "на расслабоне"), остальные исполнители тоже работают достойно, хотя я между делом прикидывал, сколь концептуально смотрелся бы вместо отлично поющего и обладающего красивым, насыщенным (а для этой роли и уместным) тембром Кирилла Гордеева подзабытый (и с тех пор, говорят, пытавшийся ислам принять - чего не сделаешь ради пиара) певец Юлиан; или как органично соответствовала бы сольная песня-ария Шахерезады имиджу и репертуару Ирины Аллегровой (и как она в этот "бешбармак" примешала бы до кучи армянского колорита...)... ну это уже мои собственные "восточные сказки", а по факту - Евгений Писарев, выпуская параллельно Мольера в Театре Наций и Уайльда у себя в Пушкинском на мюзикле тоже не схалтурил; музыкальный материал Евгения Загота - пусть "шлягерность" цитируемой в качестве лейтмотива мелодической темы, на русскоязычном пространстве известной благодаря киркоровской перепевке "шика дам", ни один из оригинальных зонгов не перекрывает... - в своем роде хорош и стилизациями под турецкую (в первую очередь) эстраду, и харАктерностью сольных партий; против обыкновения вирши Алексея Иващенко не резали слух корявостью рифм и неадекватностью словоупотребления; "танцы живота" от Ирины Кашуба пришлись как никогда к месту... короче, "пахнет магией и бабушкиным кари"! Для полного счастья не хватило мне простодушия, целевой аудитории проекта с избытком присущей - даже сугубо условные и не больно складные перипетии восточно-сказочного лоскутного сюжета ею принимаются не меньшим сочувствием, чем когда-то страдания героини сериала "Королек, птичка певчая", да что там "птичка", когда наивные девицы очень разных возрастов готовы поверить, будто по залу МДМ расхаживают живые верблюды, а раскрывая нехитрую "обманку", лишь вдвойне счастливо удивляются!

Допустим, особой "театральной магией" на самом деле, если честно, здесь впрямь не пахнет (но я и не понимаю, о чем толкуют бабушки из академии народного театроведения, употребляя сленговые выражения "театральная магия" или типа того), однако профессионализму нельзя не отдать должное и формат коммерческого шоу выдержан, по-моему, это лучшая, ну всяко не последняя среди имеющих предложение на Москве "восточных сказок", будь то чисто аниматорский и самого последнего разбора, откровенно халтурный и попросту неумелый "Багдадский вор" в театре Маяковского -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4853055.html

- или симпатичный по-своему, должно быть, спектакль "Далеко-далеко на востоке" в Театриуме у Терезы Дуровой, сделанный по схожей с "Последней сказкой" драматургической схеме (по рецепту "бешбармака" то есть, когда хрестоматийные сюжетные мотивы и знакомые имена героев мелко крошатся и произвольно замешиваются на "танцах живота"...), но рассчитанный, в отличие от "сказки для взрослых" от "Стейдж Энтертейнмент" с пометкой 12+, совсем на детсадовцев с родителями (и мне там не повезло, надеялся в кои-то веки  чистосердечно порадоваться со всеми БЛИ живому ослику на сцене, а выступающий без составов ослик приболел и на моем показе отсутствовал...). Тем более, что по горячим следам я отправился "театроведать" по мюзиклам дальше, меньше чем за час из МДМ переместившись (без ковра-самолета, но всего лишь рейсовым автобусиком) из МДМ в Театр Надежды Бабкиной (кстати, спектакль "Бедность не порок" там оформлял тоже Максим Обрезков, как и "Последнюю сказку"... но в последней восточного "шика дал" такого, что хватило и на евнухов, а у непорочной Бабкиной ограничился по "бедности" выгородкой из серых досок), и в этом смысле, действительно, "бабушкам..." - как и евнухам, ага!  - "...больше терять нечего".

#бабушкатыжекритик

Previous post Next post
Up