"Биомеханика Мейерхольда. Актер. Кукла." в Галерее на Шаболовке

May 01, 2024 13:07



Пока в СПб довольно активно и выставками, и театральными постановками отмечают 150-летие Всеволода Мейерхольда - только что там в библиотеке при Музее театрального и музыкального искусства показали небольшую, но эксклюзивную подборку эскизов к его спектаклям на сценах Императорских театров -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4797652.html

- и это вслед за множеством других, где Мейерхольд был главным или одним из заметных "персонажей", а в Александринском (тоже "императорском" изначально) выпустили премьеру "Чужого театра", посвященную моменту закрытия ГосТИМа -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4804404.html

- по Москве о нем и не слыхать особо, может позднее раскочегарятся. Кажется, единственным исключением до сих пор стала Галерея на Шаболовке, хотя и тут затея осуществлена совместно с Центральным театром кукол им. С.Образцова, а с мейерхольдовской проблематикой выставка взаимодействует не совсем напрямую, и большая часть контента, в особенности что касается подлинников и эксклюзивов, даже косвенного отношения к Мейерхольду не обнаруживает. Тем не менее отец-основатель театра Сергей Образцов с Мейерхольдом был дружен близко, именно от Мейерхольда во многом получал напутствия (даже порой вполне конкретные советы... и предметы!), отчасти черпал идеи для своего театра кукол из разработанных им теорий, наконец, через всю жизнь пронес к Мейерхольду личную приязнь... и боль потери (хотя в моих глазах это не отменяет изумления ни от частного случая, ни в принципе от поведения и самоощущения потомственной русской интеллигенции: всех кругом уничтожают - а я буду и дальше в куклы играть...), что отразилось в его мемуарах, недавно великолепно инсценированных, спектакль "Я - Сергей Образцов" с Евгением Цыгановым в заглавной роли, кстати, существует теперь и в отличной телеверсии -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4463195.html

Выставка строится на сближении категорий "актер" и "кукла", именно в таком направлении мыслили, идя навстречу друг другу (точнее, двигая навстречу свои театральные методы) Мейерхольд и Образцов, первый чуть ли не в "куклу", в "марионетку" готов был на каких-то этапах превратить актера, что, помимо остальных, исторических, политических факторов, и привело театр Мейерхольда к печальному финалу ("Акробатика, биомеханика... А сердца, сердца актерского нет!" - восклицает сам по себе комичный, но вполне адекватно формулирующий претензию актер старой школы Медведев в "Славе" Гусева, 1934 год, прямо указывая на "корень проблемы" советского театра сообразно новому запросу и своего времени и, в том числе, тогдашней публики... - нам сегодня биомеханика интересна в качестве "археологического артефакта", в виде фото- и кинодокументации, эскизов, теоретических текстов... но совсем ведь не факт, что, если представить такую фантастическую возможность, мы бы с упоением смотрели постановки Мейерхольда сегодня на сцене... время действительно трансформирует зрительскую оптику, и с 1920-х годов она менялась неоднократно, очень сильно), хотя биомеханика в переработанном, переосмысленном виде и сохраняет отчасти актуальность для сегодняшних театральных деятелей тоже, порой в неожиданном преломлении ("божественная марионетка" у KLIMa), Образцов же, напротив, стремился куклу "очеловечить", "одушевить", в чем значительно преуспел, и, как ни странно, его сохраняемые в репертуаре театра спектакли до сих пор смотрятся прекрасно, вот сравнительно недавно я ходил на "Необыкновенный концерт", эскизные наработки к которому большой подборкой листов представлены на выставке, многие десятилетия название с афиши не сходит, и спектакль почти не меняется (кстати, "актуализация" некоторых текстовых реприз ему как раз на пользу не идет, говоря прямо), но впечатление оставляет по-прежнему свежее и яркое -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4520139.html

В то время как биомеханика все же вызывает сегодня - как явление аутентичное и привязанное к времени, к театру определенной эпохи, к Мейерхольду персонально - любопытство скорее ретроспективное, историческое, как исток, откуда впоследствии творившие режиссеры что-то брали (переосмыслив, переработав) для себя, либо, наоборот, в аспекте генетическом, которого выставка тоже касается, возводя принципы "биомеханики" к комедии дель арте. К сожалению, большая часть иллюстративного материала тут дается в фотокопиях и муляжах; из оригиналов раритетных - кукла Буратино к фильму 1939 года (пускай опять же связь с Мейерхольдом тут разве что косвенная и прослеживается на уровне витающих в воздухе "идей"... а театр мечты, описанный А.Н.Толстым и реализованный далее в многочисленных инсценировках и экранизациях, если под таковым опосредованно усматривать ГосТИМ, был к этому времени уже закрыт); парный эскиз костюмов для акробатов Петра Вильямса; ну и эскизы с куклами к спектаклям Театра им. Образцова новейшего времени, блестящей "Турандот" Бориса Константинова -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4516004.html

- "Старому сеньору и..." Виктора Никоненко, оба также существуют в профессиональных телеверсиях; а вот наиболее подробный, насыщенный раздел с куклами и эскизами к ним художника Елены Луценко из "Комедии ошибок" Артура Рейна (кстати, имя эстонского режиссера, если я ничего не пропустил, ни в экспликации, ни на этикетках не указывается) чрезвычайно вдохновляет увидеть спектакль, который мне своевременно посмотреть не довелось, но увы, в отличие от "Турандот" и "Старого сеньора", идущих по сей день, "Комедия ошибок" даже для ТВ не была отснята, якобы существует частичная любительская видеозапись, но и ее надо как-то добывать.


























































































































































































































































Previous post Next post
Up