отражаясь в Лете: "Ромео и Джульетта" в МАМТе, реж. К.Богомолов, хор. М.Севагин, дир. А.Дадашев

Oct 25, 2021 20:43


Перетасовка составов в спектаклях Константина Богомолова - отдельная тема; в драматическом театре ни у кого больше такого не бывает; но балет - другое дело, состав в балете, особенно классическом - момент принципиальный, и составов всегда много, и балетная публика на один и тот же спектакль ходит многократно, сравнивает исполнителей... В МАМТе на "Ромео и Джульетту" подготовлены четыре Джульетты при трех Ромео, и все за премьерную серию себя показали, и, конечно, сравнить их было бы теоретически любопытно, однако и физически невозможно, и все-таки, полагаю, необходимости в том жесткой нет. Я видел один состав на прогоне -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4440776.html

- и другой на предпоследнем из премьерных спектаклей, которым еще и дирижировал Ариф Дадашев, музыкант, с одной стороны, опытнее и старше Тимура Зангиева, с другой, как мне показалось, академичнее, строже; в том есть свои преимущества - но скорее для концерта; для спектакля - по крайней мере у меня сложилось ощущение... - Тимур Зангиев с оркестром точнее работает, он "пластичнее", с готовностью отзывается на концептуальные режиссерские задачи, где-то (например, в первых эпизодах второго акта, которые Богомолов поместил на фабрику Капулетти) резче, "графичнее" обозначая ритмическую основу, а где-то (как в "танце рыцарей", у Богомолова это "черный бал" с заклинаниями Сатаны) "утяжеляя", уплотняя звук; у Дадашева общее звучание, по-моему, ровнее, спокойнее... ну, может, послышалось так. Кто предпочтительнее из двух Ромео, которых довелось посмотреть - не решил для себя (третьего не видел), Иннокентий Юлдашев точно не хуже, но сколько-нибудь существенная разница по сравнению с Германом Борсаем в глаза не бросилась. А вот Джульетта у Ксении Шевцовой (всего Джульетт четыре, я видел двух) однозначно свободнее, раскованнее в своей партии; и наверное, балерине дал немало опыт участия в "Блохе" Максима Диденко, при том что функция у нее там скорее "перформерская", а "состав" как бы "второй" (но Диану Вишневу я не видел и опять же не думаю, что это принципиально):

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4391500.html

Еще один важнейший в структуре именно версии Богомолова-Севагина персонаж - бессменный, исключительно яркий Меркуцио - Георги Смилевски-мл.; зацикленного на себе и собственном теле Синьора Капулетти танцевал Алексей Любимов; весьма бодренький лидер протеста и стукач в одном лице - Бенволио-Эвандро Боссле; леди Капулетти - Мария Бек - показалась мне не столь значительной, как Эрика Микиртичева на прогоне; несколько инфантильным выглядел Тибальд - Денис Дмитриев; и менее "таинственным" в эпизоде "Тайна" - Лоренцо-Сергей Мануйлов... Но это все первейшие артисты балетной труппы МАМТа, а после нескольких показов, конечно, даже те, кто на публику в спектакле вышел первый раз, чувствовали себя увереннее. Я же при втором "заходе" старался не отвлекаться на титры (при первом просмотре это невозможно, иначе смысла нет смотреть и ничего нельзя уловить - но зная уже содержание титров, проще сосредоточиться на танцах), и вот ей-богу - если пермскую "Кармен" Богомолова назвать спектаклем "оперным" язык не повернется, это гораздо более сложное в жанровом плане сочинение -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4366779.html

- то московские "Ромео и Джульетта" - в чистом виде балет, в большей степени, чем иные "классические" постановки! Пускай хореография Максима Севагина не отличается радикализмом пластической лексики - но как же точна она по отношению к режиссерской концепции, будь то в "драмбалетном" духе решенный "черный бал" Капулетти или материализованное сновидение ("сцена седьмая, безнадежная") принявшей от Лоренцо слизь "жабы забытья" Джульетты, явно сознательно отсылающее иронически к кондовой балетной классике с ее "маленькими лебедями" и проч. ("пятым" в этом белом "квартете" оказывается призрак умершего тоже во сне, между прочим, Меркуцио!); ну или Кормилица (вернее, здесь она Гувернантка) с "китайскими" по образцу "Щелкунчика" и прочей тому подобного "академизма" движениями (в исполнении Михо Наоцука это все смотрится вдвойне колоритно!); или такая мелкая, но приметная деталь при переходе от сцены "тайного венчания" к "дискотеке в заброшенном цеху" - когда Джульетта, став женой Ромео, сбрасывает "классические" пуанты и пляшет дальше босиком!

Но о чем увереннее всего можно говорить - что без дуэта Илер-Павленко спектакля в том виде, каким он получился, однозначно не было бы; хореография их выходов (не называл бы их номерами, поскольку они, даром что поверх сюжета прописаны, встроены в пластическую драматургию постановки абсолютно органично) тоже разнообразная, это отнюдь не беспримесная лирика; так, при втором появлении Лорана Илера и Дарьи Павленко в первом акте, на гавоте под разъезд гостей с "черного бала", в их танце проявляются юмористические, пародийные элементы; а в финале, когда "канули в Лету" все основные персонажи, на первом плане остаются они, эти призраки из реки забвения, воспоминания о небывалом, о неосуществившихся мечтах и невозможном идеале (зато ранее, когда Ромео и Джульетта "танцуют, отражаясь в Лете" - Он и Она вместе с ними "отражаются")!

Несомненно, категория "памяти" для Богомолова здесь, как всегда, и важнее, и конкретнее понятия "любви", чересчур абстрактного, эфемерного и двусмысленного; любовь приходит и уходит, то ли она была, то ли ее не было; а "память становится опухолью" (из "Юбилея Ювелира"), память, как смертельная болезнь, убивает; но спасительная Лета, населенная призрачными отражениями, не зря омывает Золотой город. "Живи и не помни зла" - читал Ромео в предсмертном письме матери, когда его поезд "тюрьма-дом" прибывал на последний путь; к развязке герой следует, вольно или невольно, материнскому завету - оставляя Джульетту в жены Парису и где-то далеко находя себе другую; в "жабе забвения" (уже не просто "жаба забытья", которой воспользовался Лоренцо, усыпляя Джульетту...) - спасение, если понимать под таковым выживание; в забвении же - и настоящая трагедия; все забудется, все пройдет - кроме смерти... - что может быть печальнее?


Previous post Next post
Up