про белые розы, желтые тюльпаны

Jan 15, 2020 11:02

Двухнедельник праздничных телеэфиров закончился повтором новогодних шоу - можно сколько угодно смеяться, плеваться, а для меня лучше отдыха не надо - ах, какое блаженство: в общей сложности пять дней (три и потом еще два) я не слезал с кровати и, соответственно, не отлипал от телевизора. Пересматривал старые фильмы - самые обычные, наизусть известные, но старался выбирать те, которые давно не видел, так попал, к примеру, на "Мэри Поппинс, до свиданья!" (картина примечательна в основном песнями Дунаевского-Олева и колоритными актерскими работами, в остальном очень советская, наивная, эстетически и морально устаревшая...). Премьер тоже хватало - отдельного упоминания стоили "Алла Пугачева. Тот самый концерт" на Первом -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4141596.html

- и 16-серийный "Зеленый фургон. Совсем другая история" там же -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4145131.html

- а еще настолько провальный, то в своем роде знаковый "Одесский пароход" по рассказам М.Жванецкого, спродюсированный А.Златопольским -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4141902.html

Но кроме того, без малейшей брезгливости, но с искренним интересом я и музыкальные шоу смотрел, и даже юмористические... - тем более, что не всегда можно отделить одно от другого.

В новогоднем эфире Первого канала, по моим ощущениям, единственная из немногочисленных песен-новинок (и то если считать "премьерами" вещи, за предыдущий год выпущенные, а не 20 и не 40 лет назад, как большая часть поздравительного "контента") - "Сердцеедка" Егора Крида: тоже не шедевр и не бог весть какой шлягер, но оня хотя бы запоминается, как к Криду не относись (а он же теперь еще и киноактером заделался... и я бы не спешил хаять его работу прежде, чем увижу, коли доведется, этого "Идеального мужчину"). Еще, конечно, газмановский "Отбой", но это полный отбой отстой, да и Газманов, который старается выглядеть моложе сына, подстать репертуару (после основного муз-марафона в новогоднюю ночь Первый запустил концерт с ВДНХ, соведущим которого был Родион Газманов, и то приличнее выглядело, и звучало тоже). Впрочем, даже тот свежак, который замешался среди затхлого старья, подавали "с нагрузкой": "Мы бежим с тобою будто от гепарда" - подтягивала, рискуя порвать остатки лицевых мышц, Люба Успенская... Но и это хотя бы забавно, в отличие от "Пройдусь по Абрикосовой" Юрия Антонова, которую я помню, такое ощущение, дольше, чем на свете живу.

Вообще я, валяясь возле ящика, осознал: попса рубежа 1980-90-х, которая для меня-то "современная", появившаяся уже на моей памяти, нынче воспринимается как глубокое ретро, но парадоксально потому она и возвращается в обиход, даже становится отдельными своими проявлениями модной. Вплоть до того, что как бы "новые" песни обыгрывают клише старых - вот и Билан, который меня моложе, поет "Про белые розы, желтые тюльпаны, сибирские морозы, танцы странные". И жалкие мотивчики, казавшиеся убогими вирши теперь на фоне сегодняшних откровений кажутся шедеврами, а то ведь слушаешь - и страшно представить, что стоит за словами типа "я под кожей твоей" или "по сердцу бродят тигры и кусают", это уже и не смешно... Михаил Гуцериев позиций не сдает, и его программное высказывание "мои слова сплошной курьез, я вижу мир наискосок" я для себя, безусловно, зафиксировал, а с подсказки еще и неподражаемое "ты моей любви забытая обида... я прощаю, но обида не забыта!"; но у Михаила Сафарбековича появились достойные конкуренты, вернее, конкурентки, сразу две - Ана Бастон ("про белые розы, желтые тюльпаны" как раз она сочинила, в смысле, скомпилировала) и Ирина Эйфория. Практически все "новье", что в ночь на 1-е января гнал Первый, следующие два дня подряд утром (благо не выпивал и вставал рано - праздники не должны быть похожи на будни, это шанс нарушить рутину повседневности!) я бисом слышал в "Песне года" на "России" под конферанс Леры с Лазаревым и "вагонные" интермедиями с участиями авторов, там новоявленных "поэтесс" и разглядел, и по именам идентифицировал.

С авторами, то есть, порядок, а вот с исполнителями не очень - сетовать "сколько можно, одни и те же каждый год" тоже надоело, но правда же: София Ротару, Валерий Леонтьев... - хотя бы и типа с "новыми" песнями (тогда уж лучше бы со старыми, те по крайней мере хорошие и до сих пор на памяти, а эти какой-то свист, проносящийся мимо ушей), Лариса Долина туда же, Александр Малинин (!) откуда-то всплыл. С другой стороны, "кроссовер-группа Игоря Крутого", распевающая многоголосием "Ты меня любишь" в таком формате, что получается аналог "Поклонимся великим тем годам", или выпускники бесчисленных сезонов разных там "голосов", не различимые ни по голосам, ни по именам, ни по физиономиям, о репертуаре и говорить нечего.

Еще одна фишка - перепевки старых шлягеров с вариациями в тексте или просто с новыми словами. Причем зачастую из года в год мелодии повторяются, но слова подставляются иные - до абсурда доходит: помню, несколько лет назад Анжелика Варум делала симпатичный римейк "У меня двойной мартини, у тебя любовь со льдом", теперь на тот же мотивчик Навка с Жасмин выдали какую-то совершенно несусветную ахинею. И ладно б Навка - но откуда Жасмин обратно выползла, опять богатого мужика нашла что ли, так ведь не девочка уже Сарочка... Зара тоже видать к кому-то прибилась - иначе с чего вдруг ей Депардье пришептывает "Пароле, пароле": Депардье, понятно, тож не Делон, но Зара-то подавно не Далида, мягко выражаясь! А Витас с Полуниным на подтанцовках - глядишь и не знаешь, то ли ржать, то ли сочувствовать... и которому из них? У Маликова "иней синий" и сам он как петух дохлый. Вынутая из загашника "Олимпиады-80" песня тогда уж предпочтительнее.

А то хором талдычат "Новый год новые песни подарит мне" - а песен-то и нет новых. Так по крайности старые сойдут - но до чего же обидно, что хиты моего детского и подросткового возраста теперь звучат как байки из склепа... "Семь тысяч над землей" Сюткина не освежает даже соучастие солиста "Уматурман", а за перекореженную под празднично-новогоднюю тематику "Станцию Таганскую" ужас до чего обидно, отличная же песня Матвиенко на стихи Шаганова... была. Но что песни, все не страшно по сравнению с рекламными роликами, где "звездные деды морозы" (Куценко, Пореченков, Гармаш... - такого "деда" встретишь на улице и подарки, которые уже с собой имел, отдашь, лишь бы дал живым уйти...) творили чудеса (то есть вмешивались в чужие жизни, потому что знают, как надо поступать правильно...), и все эти еще более занюханные, чем любая Ротару, "летайте самолетами аэрофлота", "храните деньги в сберегательной кассе"; касса теперь называется несколько иначе, аэрофлот в точности как раньше, а в сочетании с музыкальным репертуаром создается впечатление, что новый год уж лет сорок не наступал.

О, я же еще пересмотрел полный цикл "Старых песен о главном"... - первая ("сталинская") часть вышла, когда я учился в выпускном классе, и вот опять: старый новый год. Новизна же, на самом деле, понятие относительное - главной неожиданности и открытием для меня за эти дни оказалась... "Бриллиантовая рука", при том что ее я и на прошлый Новый год глядел, и теперь снова, и могу сколько угодно. А все-таки никогда - за десятки раз! - я не обращал внимание, что на квартире у Козодоева обустроен православно-почвеннический уголок с иконами, прялками... Советские комедиографы-евреи справедливо глумились над увлечением в 1960-70-е "русской интеллигенцией" (преимущественно еврейской опять-таки) всяческой "народностью" и в особенности православием - так сатирически-карикатурный Геша (Козлодоев, как его презрительно кличет подельник Лелик из простых, чуть ли не из рецидивистов-уголовников, даже ему интеллигентствующий жулик смешон!) служит пародией на интеллигента, припадающего к "корням" (и как водится, к чужим). Но прежде всего православная тема, как все в этом гениальном фильме (вплоть до мигающих из-за неполадок вывесок на заведениях - ресторане "Плакучая ива", гостинице "Атлантика"!), заявленная раз, не уходит в песок, но получает развитие, и именно в силу своей "веры" персонаж Андрея Миронова, которого Лелик утянул за собой на "необитаемый остров", встретив на островке мальчика, шагающего "по водам", следует за ним, трусы Лелика водрузив на корягу, словно хоругвь, а затем, осознав, что топает мальчик по броду, спихивает "спасателя" (спасителя...) в воду, туда же бросает труселя-хоругви, и чешет до берега, забыв про молитву. Слава Богу, воцерковленные хоругвеносцы пока не догадались до Гайдая докопаться - иначе куды там "Смерти Сталина" до "Бриллиантовой руки" по части оскорбления чувств, не до праздников нынче православным.

А цветы засохшие, безуханные, белые розы, желтые тюльпаны - вчерашний день, хотя есть и на эту тему свежие открытия:

Я пойду и принесу тебе цветы
Цвета которого ты так любишь
И буду читать о тебе стихи
Любишь ты меня или не любишь.
Previous post Next post
Up