Когда великая держава достигает возраста своего полудня, жителям её начинает казаться, будто время остановилось и современный им миропорядок будет продолжаться вечно. Они самым наивным образом не могут представить себе иного положения вещей. Римляне поздней Республики и начала Империи всерьёз говорят о Roma Aeterna не как об абстрактном метафизическом принципе, а самом что ни на есть настоящем вечном владычестве Рима в мирском смысле этого слова. В Персии Ахеменидов авестийские мобеды на богослужениях поют гимны о том, как победоносное хварно принадлежит всем прошлым и будущим царям ариев.
Да и современный западный мир - разве не говорят ныне о конце истории и наступлении с начала миллениума царства всеобщего благоденствия? Это и есть то самое пресловутое "Остановись, мгновенье, ты прекрасно!" Фауста.
Но лишь в Советском Союзе люди просили время бежать быстрее, будто желая, чтобы их как можно скорее столкнули с занятого пьедестала. Время, вперёд! - куда же? Зачем же уравновешенность зрелости спешить променять на немощь старости и неизбежную смерть?
Click to view
Sic transit gloria mundi. Да, наверно, именно этого не понимали люди победившего модерна, что мирская слава проходит. Старик Гегель подложил им метафизическую свинью.