Так сказал Чемезов. На
Ленте.ру подробности.
В фильме "Олигарх" один из героев примерно так объясняет действия власти с неповторимым помнится акцентом: "Вот у тебя две руки. А у кремля их сотня. И все кушать хотят".
Фото с tseauto.ru
Я только вчера
обнаружил в новостях, что иностранные консалтеры разработали по заказу Минпромторга смелый план кардинального реформинования всей румобильной отрасли. Получается так, что пока одна часть правительства строит планы модернизации, другая его (правительства) часть вливает деньги в нашу национальную гордость, АвтоВАЗ.
В сегодняшнем заявлении еще было что-то сказано про слияние КамАЗа и АвтоВАЗа, но я ничего не понял: "Это просто в управление переданы акции имеющихся у нас корпораций - акции 'АвтоВАЗа', акции 'КамАЗа', двигательных заводов, комплектующих", - приводит Лента.ру слова Чемезова. Это наверное из тех сигналов, которые, как говорят, передают друг другу чиновники.
Под катом объяснение того, почему я после долгого перерыва в жж посчитал важным написать на эту тему.
Вообще говоря, вопросы российского автопрома я не считаю ни важными, ни интересными. У меня нет машины, я почти никогда не сажусь за руль, да и не собираюсь. В Москве вообще давно пора что-то делать с засилием машин, например развивать современный общественный транспорт. Мне совершенно наплевать, будет ли Россия экспортировать или импортировать машины. И на чем будут ездить наши сограждане, мне тоже наплевать, по большому счету. Главное чтобы не очень портили воздух, которым я дышу.
Мне не очень важно, какая именно из машиностроительных отраслей будет приносить производителям выручку, а бюджету - налоги. Пусть хоть никакая. Будет ли это производство автомобилей, калашниковых, насосов для шельфовых платформ или токарных станков ТВ-6, мне все равно. Лишь бы работала эффективно в отсутствие торговых барьеров. Если не может работать - пусть горит в аду. Конечно, всем хочется, чтобы страна экспортировала высокие технологии. Я могу придумать дюжину более наукоемких отраслей, чем автопром, тем более тот, который постоянно жрет государственные деньги.
Зато меня очень волнует вопрос расходования бюджетных средств. Не потому что мне их жалко, а потому что есть много альтернативных вариантов их более эффективного, с моей точки зрения, использования. Можно например начать наконец реформу армии. Или школы, работающей в 21 веке по системе Макаренко. Или милиции. В данном случае мы говорим сразу о десятках миллиардов рублей в год. Это очень большие суммы, именно поэтому я и пишу про румобили.
Ладно фиг с ним, раз решили вкладывать в авто, пусть будет авто. Но в таком случае хотелось бы знать, доколе национальное богатство будет вкладываться в эту отрасль и какова будет отдача. Вот например америкосские спецы посчитали, что если вложить столько-то, то при определенных условиях к 2020 году можно достичь таких-то показателей. Если принять предпосылку, что их расчеты верны (а проверить я это не могу), то получается, что это вполне себе инвестиционный проект. Еще раз: вложили столько-то, через такой-то срок начинаем получать столько-то. По-моему, это нормальный бизнес-план. Так работают цивилизованные люди. Даже в Индии, где я нахожусь уже больше двух месяцев. Если это окажется выгодным, то инвесторов не надо будет загонять административными палками.
Мне вложения в наш автопром напоминают выделение средств на ликвидацию последствий наводнения или войны. Разница в том, что наводнение все признают бедствием, а АвтоВАЗ - нет. Его принято считать национальной гордостью. Считается, что он должен существовать. Так действительно считают многие наши сограждане моего возраста и младше меня, которые черпают информацию из телевизора. Я слышу это на каждом семинаре "Я думаю", проводимом для студентов из регионов фондом "Либеральная миссия".
Отдельно, мне кажется, достойно внимание обсуждение коррупционных возможностей, существующих в текущей схеме взаимодействия. Тут у меня целый ряд вопросов, среди них:
0. Какие результаты были достигнуты по итогам предыдущих подарков?
1. Как мониторится расходование выделенных денег?
2. Кто несет ответственность за эффективность их использования?
3. Были ли случаи неэффективного использования средств, полученных АвтоВАЗом от государства? Если да, то понес ли кто-нибудь ответственность? Если нет, то почему? Не выявили или не было? А пытались выявить?
Ну и таких еще два десятка, есть у меня и я думаю у любого человека, хоть чуть-чуть знакомого с тем, как в российском государстве устроена система госзаказов и вообще выделения средств.
Вот мне например не будет стыдно, если эту лавочку наконец прикроют, а ее место займет что-нибудь конкурентоспособное, а господин Чемезов пойдет на пенсию. Он ее заслужил.