The wonder weeks. Hetty Vanderijt, Frans Plooij

May 20, 2005 23:23

Не-мамам: не пугайтесь этого и следущего поста, это перевод двух глав из хорошей книжки про фазы развития ребёнка до года.

Чудесная неделя 46: Мир последовательностей

Дети - прирождённые бардачники. Во время прошлого скачка развития этот талант, по всей видимости, достиг своего предела. Вы наверняка дивились тому, как ловко вашему малышу удаётся разбирать, разрушать и разбрасывать всё на своём пути. Но если вы внимательно смотрите за тем, что нового появляется в поведении вашего ребёнка, вы заметите, что в районе 46 недели ребёнок неожиданно начинает делать прямо противоположные вещи. Он впервые начнёт складывать вещи вместе.
Сейчас ваш ребёнок готов открыть для себя мир последовательностей. Начиная с этого возраста, он постепенно начнёт понимать, что для достижения своих целей ему нужно произвести определённую последовательность действий. Вы сможете увидеть, как ваш ребёнок присматривается к тому, что и как он хочет сложить вместе, прежде чем начать складывать предметы вместе, в кучи и пирамидки. К примеру, он будет прицеливаться прежде, чем попытаться водрузить один кубик на другой. Ребёнок будет сравнивать форму прорези и форму предмета, раньше чем начнёт просовывать его в сортировщик форм.
Этот мир предоставляет вашему малышу новые возможности. Вы с удовлетворением заметите, что ваш ребёнок наконец-то начал соображать, что к чему. И вот он способен произвести одно действие за другим, не особо над этим задумываясь. Действия ребёнка стали более сознательными - он стал гораздо лучше понимать, что именно он делает.
Начало этого этапа приходится на 40 - 44 неделю, чаще всего на 42. Пока он совершенствуется в новых навыках и учится уверенности в новом для него мире, ваш ребёнок будет снова вести себя нервно и требовательно. В конце концов, строить гораздо сложнее, чем ломать. Неожиданные изменения в ходе его мыслей могут по понятным причинам расстраивать вашего малыша. Этот беспокойный период вероятнее всего будет длиться 5 недель, но может занять и 3, и 7. Если ваш ребёнок слаб или болеет, будьте более внимательны к его новым умениям.

Признаки этой недели:
Ваш ребёнок плачет чаще, чем раньше. Большинство детей ведут себя именно так. Дети могут быть раздражённые, неугомонные, сварливые, недовольные, неуправляемые, беспокойные, нетерпеливые и вечно в плохом расположении духа. Они делают всё, чтобы всё время быть рядом с матерью, и у некоторых на эти усилия уходят все дни. Дети с разной степенью упорства цепляются за своих мам, и некоторые в этом особо изобретательны. Обычно дети плачут меньше, когда находятся рядом с мамами, и ещё меньше, когда они больше ни с кем не делят внимание матери.

Как вы поймёте, что пришло время подрасти:

Может цепляться за вашу одежду
Ребёнок может преодолевать большие расстояния, только бы быть рядом. Он может буквально заворачиваться вокруг вас, даже когда рядом нет незнакомых людей. Некоторым детям не нужно постоянно висеть на мамах, но обязательно держать их в поле своего зрения. Также есть периодически приходящие к маме за дозаправкой маминым вниманием.

Может быть более недоверчив
Когда незнакомые люди просто рядом, или говорят с ребёнком, или, не дай бог, протягивают к нему руки - ребёнок вцепится в вас ещё крепче, чем прежде. Многие дети в этом возрасте так недоверчивы.

Может требовать как можно более тесного контакта
Дети могут прижиматься как можно крепче, даже сидя на коленках, как будто не желая оставить маме ни единого шанса уйти. Другие начинают вопить, когда их спускаю с рук или когда мама пытается уйти на другой конец комнаты.

Может хотеть, чтобы его развлекали
Большинство детей в этот период требуют больше внимания. Даже спокойные дети хотят делать всё только вместе с мамой. Ребёнок займёт всё ваше время тем, чтобы вы занимали всё его время. Чаще всего ребёнок не успокаивается, пока не получит полное, неразделённое ни с кем внимание. Вы должны смотреть только на ребёнка и никуда больше.

Может быть ревнив
Ребёнок может становится особенно ноющим и упрямым, когда вы переводите своё внимание на кого-то или что-то другое, а может - необыкновенно милым. По этому поведению мать с удивлением понимает, что ребёнок ревнует её.

Может легко сменять настроения
Один день ребёнок весел, другой - ровно наоборот. Настроение может меняться неожиданно. Вот ребёнок занят и доволен, и вдруг - плачет и жалуется. Мамы часто не понимают причину этих перемен и чувствуют себя неуверенно.

Может хуже спать
Большинство детей начинают хуже спать. Дети сопротивляются укладыванию спать, плохо засыпают, или раньше просыпаются. У некоторых особенные проблемы с дневным сном, у других - с ночным, у третьих - со всеми сразу.

Ребёнка могут мучить «кошмары»
Малыш может спать беспокойно, крутиться и вертеться так, как если бы его мучили кошмары.

Может быть вялым
Ребёнок может на время стать более апатичным. Он менее активен или меньше болтает. Ребёнок может бросить то, что он делал, лечь и уставиться в одну точку. Мамам часто кажется это пугающим, и они стараются расшевелить ребёнка вернуть его в нормальное состояние.

Может отказываться менять подгузник
Ребёнок может больше нервничать и возмущаться при одеваниях, раздеваниях и смене подгузника. Он может вопить, плакать и выворачиваться, как только вы попытаетесь к нему прикоснуться. Мамы очень сердятся на детей за такое поведение.

Может хуже есть
Дети теряют интерес к еде и питью в это время. Ребёнок может стать очень разборчивым и есть только что-то определённое. Мам выбивают из колеи такие проблемные кормления и плохой аппетит малыша.

Может стать ещё большим ребёнком
И вот снова в поведении ребёнка появляется то, что давно осталось позади. Мамам такие возвраты не нравятся, потому что кажутся шагами назад. Но возвращение старых форм поведения в этом периоде является нормальным. Это просто означает, что вот-вот случится большой шаг вперёд.

Может стать неожиданно милым
Тревожащийся ребёнок может найти и другие способы привлечь мамино внимание. Так бывает очень часто. Ребёнок может принести родителям книжки или игрушки, чтобы с ним поиграли. Малыш может играть с вами, кладя ручки вам на колени, обнимая вас, укладываясь на ваши коленки головой.

Может вредничать
Некоторые матери замечают, что их дети стали более упрямыми, чем прежде. Кажется, что ребёнок пытается сделать всё то, что ему запрещено. Дети особенно сильно вредничают, когда надо торопиться и вам не до ребёнка.

Лучшие игры для этого времени
Вот игры, которые встречают самое большое одобрение у детей в этом периоде. Однако помните: все дети разные, и смотрите, что больше нравится именно вашему ребёнку.

Помощник
Вашему ребёнку нужно почувствовать себя нужным. Дайте ему об этом знать, прося у него помощи. Конечно, в этом возрасте настоящего помощника из ребёнка не получится, но, по крайней мере, вашему малышу станет понятно, как участвовать в совместных действиях. И это хорошая подготовка к следующему скачку развития.

Помогаем по дому
Покажите ребёнку, как вы готовите и убираетесь. Включите его в этот процесс. Объясняйте, что вы делаете. Дайте ему одну из ваших тряпок для уборки пыли - ваша же интереснее, чем если бы вы дали ему собственную тряпочку. Когда печёте пирог - дайте ему отдельную миску и ложку для перемешивания.

Одеваемся
Эта игра получается веселее всего перед зеркалом. Переодевайте, вытирайте ребёнка так, чтобы он видел себя со стороны. Называйте предметы одежды. Если заметите, что малыш пытается вам помочь, попросите его о помощи: вытянуть руку, поднять ногу. Благодарите ребёнка за это.

Причёсываемся
Позвольте малышу причесаться самому: веселее всего это делать перед зеркалом. Когда ребёнок видит себя со стороны, он быстрее учится и процесс ему больше нравится. Сперва причешите его сами, потом отдайте расчёску ему. То же можно делать, когда чистите малышку зубы. Может быть, он попытается мыться сам: в ванной дайте ему губку и скажите что-нибудь вроде: «ну, теперь вымой себе личико». Реагируйте на удачные попытки с энтузиазмом, и вы увидите, каким гордым и довольным станет ребёнок.

Кушаем ложкой
Позвольте ребёнку есть самостоятельно детской ложкой или вилочкой. Постелите лист пластика под её стулом, чтобы потом было легче убирать беспорядок, который обязательно будет.

Называем вещи
Ваш ребёнок понимает гораздо больше, чем вы думаете - и любит это показывать.

Вот твой носик
Прикасайтесь к ребёнку и называйте части его тела. Можно играть в эту игру в процессе одевания или раздевания, или пока вы просто сидите рядом. Спросите, где же носик у вас.

Показываем и называем
Для многих детей показывать на предмет пальцем и называть его определённым звуком - большая радость. В эту игру весело играть и дома, и на улице, и в магазине.

Песни и пляски
Теперь ваш ребёнок может участвовать в песнях. Он может делать и одно-два движения в такт.

(дальше идут тексты англоязычных песен, из наших аналогов можно назвать «баба шла, шла, шла, пирожок нашла…», «мишка косолапый по лесу идёт…»).

Прятки

Распаковываем
Спрячьте предмет в хрустящей бумаге на глазах у ребёнка. Потом дайте ей этот свёрток и побудите найти предмет. Хвалите за каждую попытку.

Что под чашкой?
Спрячьте игрушку под чашкой. Рядом поставьте такую же и спросите, где игрушка. Поощряйте его за каждый взгляд на правильную чашку, даже если он сразу не поймёт, где игрушка. Если это слишком сложно, прячьте игрушку под тряпочками. По крайней мере, так ребёнок будет видеть контур игрушки. Играйте в эту игру в разных вариантах - позвольте ребёнку находить то, что он хочет найти.
Previous post Next post
Up